РСТ доработал предложения по поддержке турбизнеса в связи с коронавирусом

Российский союз туриндустрии при активном участии туроператора «TUI Россия» доработал предложения по поддержке турбизнеса в условиях негативного влияния коронавируса.

Напомним, что эти предложения частично уже были опубликованы в RATA-news, а затем дополнены по итогам совещания в Ростуризме.

«В понедельник 9 марта мы обсуждали предлагаемые меры на встрече с заместителем министра экономического развития Сергеем Галкиным. Сегодня темы возврата средств за аннулированные авиабилеты, субсидий туроператорам и другие поднимались на совещании с участием туроператоров у министра экономического развития Максима Решетникова. Мы учли многочисленные предложения туроператоров, турагентств, гостиниц, в том числе региональных», – сказал RATA-news президент РСТ Сергей Шпилько

Г-н Шпилько добавил, что этот перечень открыт для конструктивных предложений, корректировки, юридических и статистических уточнений. «Можно, например, развернуть предложение по возврату стоимости авиабилетов на чартерные рейсы, на регулярные по невозвратным тарифам, на внутренние рейсы, проданные иностранным туристам в составе турпакета и т.д. Были предложения срочно открыть Египта на фоне обострения отношений с Турцией в связи с ситуацией в Идлибе».

Мы публикуем документ для его дальнейшей доработки. Эти предложения также обыли обсуждены 12 марта на заседании Регионального совета РСТ и на заседании правления РСТ 13 марта с.г..

 

Предложения по мерам государственной поддержки
российской туриндустрии в условиях кризиса,
обусловленного распространением коронавируса COVID-19

Организационные меры

1. Внести изменение в информационные письма Ростуризма «О наличии угрозы безопасности туристов в Китайской Народной Республике» от 24.01.2020 г. и «О наличии угрозы безопасности туристов в Итальянской Республике, Республике Корея и Исламской Республике Иран» от 27.02.2020 г., заменив рекомендацию «приостановить формирование и реализацию турпродукта» на формулировку «приостановить отправку туристов» в указанные страны.

2. Создать на базе Минэкономразвития России межведомственный координационный орган (штаб, рабочую группу или комиссию) по преодолению последствий эпидемии коронавируса COVID-19 на туристическом рынке. Включить в ее состав представителей Ростуризма, МИДа, Минтранса, Росавиации, Роспотребнадзора, Минздрава, Минпроса, ассоциации «Турпомощь», предпринимательских объединений и предприятий туриндустрии. Возглавить координационный орган, по-возможности, должен член Оперативного штаба по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории России и/или Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики.

В компетенцию координационного органа должны входить вопросы разработки мер поддержки туриндустрии, подготовки проектов соответствующих нормативно-правовых актов и официальных писем, а также оперативная помощь предприятиям туриндустрии, в том числе в разрешении возникающих в связи с кризисом проблем с партнерами и потребителями в России и за рубежом.

3. Провести в рамках работы штаба оперативные совещания по ситуации и мерам поддержки предприятий туриндустрии по видам туризма: детский, въездной, выездной, круизный, внутренний и др.

4. Направить рекомендации о создании аналогичных органов (штабов, комиссий или рабочих групп) в регионах и обеспечить координацию их работы.

5. Подготовить и отправить заинтересованным сторонам официальные разъяснительные письма и рекомендации по сложившейся ситуации и действиям предприятий турбизнеса и гостиничного хозяйства.

6. Направить официальные письма послам иностранных государств, туристическим администрациям и предпринимательским объединениям за рубежом с просьбой оказывать содействие в возврате без штрафных санкций средств, полученных зарубежными гостиницами и авиакомпаниями в порядке предоплаты за авиаперевозку и бронирование проживания от российских туроператоров.

Финансово-экономические меры

7. Временно освободить предприятия турбизнеса и гостиничного хозяйства от уплаты налогов и платежей в социальные фонды.

8. В соответствии со ст. 11.4 ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» освободить туроператоров по выездному туризму на очередной финансовый год от уплаты взносов в резервный фонд «Турпомощи», поскольку выплат из него за предыдущий год не было и он сформирован в объеме, достаточном для оказания экстренной помощи туристам, находящимся за пределами Российской Федерации.

На сегодняшний день объем резервного фонда составляет около 423 млн. рублей. Освобождение туроператоров от уплаты взносов не снизит степени защищенности российских туристов, находящихся за рубежом, так как по-прежнему будут действовать механизмы страхования ответственности туроператоров и банковской гарантии по действующему законодательству.

9. В соответствии со ст. 11.6. ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» фонды персональной ответственности туроператоров формируются с января 2017 г. из средств туроператоров. Совокупный объем фондов на сегодня составляет 1 943 109 123 рубля. При этом параллельно действует механизмы страхования ответственности туроператоров и банковской гарантии.

Предлагается на год освободить туроператоров по выездному туризму от уплаты взносов в фонд персональной ответственности и предоставить возможность использовать на покрытие убытков до 30% средств, накопленных в фонде персональной ответственности компании. Данная мера не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а лишь позволит туроператорам воспользоваться собственными «замороженными» средствами.

10. Увеличить не менее чем в два раза объем субсидий, ежегодно выделяемых из федерального бюджета туроператорам по въездному и внутреннему туризму. Расширить перечень стран дальнего зарубежья и российских регионов, в отношении которых субсидируются расходы по формированию и реализации турпродукта. Сделать более приемлемыми для турбизнеса условия и процедуру получения этих субсидий путем внесения изменений в постановления Правительства РФ № 926 от 8 августа 2018 г. и №534 от 30 апреля 2019 г.

11. Оказать помощь туроператорам и гостиницам из Резервного фонда РФ, разработав эффективный механизм компенсации прямых убытков, понесенных из-за отмены туров в результате введения ограничений на турпоездки и специального режима пребывания туристов на территории России и зарубежных стран, включая ограничение деятельности по формированию и реализации турпродукта.

12. Субсидировать процентную ставку по кредитам для предприятий туриндустрии не только на новое строительство и реконструкцию гостиниц, но и на обеспечение оборотных средств, которые позволят компаниям пережить кризис, охвативший сферу туризма и гостеприимства.

Совершенствование законодательства

13. Отказаться или, как минимум, отложить разработку, рассмотрение и принятие нормативных актов, предполагающих увеличение финансово-административной нагрузки на бизнес. В частности, введение гостиничного сбора, а по сути, оборотного налога, предлагаемого Министерством финансов РФ, платной для бизнеса, а значит, в конечном счете, и потребителей, электронной путевки и др.

14. Безотлагательно внести изменения в статью 14 и ряд других положений Федерального закона от 24 декабря 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Необходимо ввести норму, которая позволяла бы, в случае расторжения туристом договора о реализации турпродукта по причине официально объявленной угрозы безопасности их жизни и здоровья или наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), возмещать туристу стоимость турпродукта за вычетом фактически понесенных и подтвержденных туроператором затрат.

15. Роспотребнадзору и Ростуризму при публикации официальных рекомендаций о наличии угрозы безопасности туристов определять временные границы действия этого режима, при необходимости с последующей корректировкой.