Возрастное ограничение автобусов для перевозки детей снято до 2027 года

Правительство сняло на ближайшие шесть лет ограничение по возрасту автобусов для организованной перевозки детей в городском, пригородном и междугородном сообщении. Михаил Мишустин 23 сентября подписал постановление №1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». Оно вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Есть и другие новшества.

Главное изменение, которого в течение многих лет добивался турбизнес, касается возраста автобусов. Если раньше правила требовали, чтобы в перевозке использовался автобус, с выпуска которого прошло не более 10 лет, то теперь это ограничение снято. «Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, оборудованный ремнями безопасности», – говорится в новых правилах.

Напомним, действующие сейчас правила были приняты в 2013 году постановлением № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». Они внесли ряд трудновыполнимых, а потому разрушительных, требований к этому виду деятельности. Самое нелепое из них – невозможность использовать для организованной перевозки групп детей автобус, с года выпуска которого прошло более 10 лет. По оценкам специалистов, вступи оно в силу, четыре из каждых пяти автобусов вынуждены были бы уйти с рынка, что ликвидировало бы перевозки детских групп в принципе.

По этой причине вступление в силу постановления № 1177 постоянно откладывалось и в итоге так и не вступило в силу. Последний, уже девятый, раз оно переносилось постановлением от 28 апреля 2020 года.

Турбизнес с самого начала выступал за полную отмену жесткого ограничения. Согласно статистике, безопасность перевозок не зависит напрямую от возраста автобусов – главным условием безопасной эксплуатации считается техническое состояние транспорта.

Российский союз туриндустрии последовательно боролся с неправомерным требованием не только с помощью официальных обращений. Последнее из них – письмо министру транспорта Евгению Дитриху с предложением отменить постановление правительства №1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» – президент РСТ Андрей Игнатьев направил в апреле нынешнего года.

Одновременно союз проводил и неформальные мероприятия. Так, в ноябре 2017 года в восьми городах России под эгидой РСТ прошел флэшмоб. Форматы были разные, но в большинстве городов туроператоры провели бесплатные автобусные экскурсии, в некоторых устроили еще и праздничные развлечения для детей.

Теперь, после того, как с 1 января в силу вступят новые правила, постановление правительства РФ № 1177 будет отменено в рамках «регуляторной гильотины».

«Новые правила перевозки, утвержденные правительством, можно назвать большим достижением турбизнеса, – сказала вице-президент РСТ Ольга Санаева. – Снятие возрастных ограничений для автобусов поможет детскому туризму развиваться. Кроме того, появилась четкость по многим другим положениям, например, по числу сопровождающих, по замене автобусов в случае их поломки. С этими правилами уже можно работать».

Коммерческий директор московской компании «Евробус» Владимир Рабинков согласен: «В новых правилах еще остались пункты, которые требуют доработки и изменения, но в целом это – серьезный шаг вперед. Главное, наш голос был услышан, и мы получили адекватный ответ. Даже внешне – все понятно, на нормальном русском, а не бюрократическом, языке, сквозь который не продраться, как было в предыдущем варианте».

Как заметил эксперт, изменения есть практически в каждом пункте, и они – не косметические, а принципиальные, облегчающие работу автобусных компаний. Например, теперь не надо держать двух сопровождающих, если в автобусе менее 20 детей. Более четко прописано, что должен иметь с собой водитель, требования к его стажу и многое другое.

«Но, главное, конечно, что убран пункт о десятилетнем автобусе, это поможет и детскому туризму, и школьным перевозкам. Сам факт снятия ограничения сделает перевозки более безопасными, так как владельцы автобусов перестанут бояться полного запрета на возрастной транспорт и займутся нормальным содержанием и ремонтом», – сказал г-н Рабинков.

Эксперт также отметил своевременность принятия решения. «В условиях пандемии и кризиса транспортные компании уже не смогут приобретать новые автобусы. Более того, стоит ждать банкротств тех предприятий, которые раньше взяли в лизинг новые автобусы. Сейчас резко упал объем перевозок, резко снизился курс рубля, и многим будет трудно вернуть взятые кредиты».


01.10.2020