РСТ-мониторинг: как турагентства справляются с кризисом

Российский союз туриндустрии начинает проект «РСТ Мониторинг», в рамках которого будет проводить замеры общественного мнения по актуальным проблемам туристического рынка, вырабатывать предложения по их решению и доводить до органов власти.

Сегодня мы представляем результаты пилотного опроса. В нем участвовали всего 20 независимых агентств, но анкета была построена так, что есть все основания считать опрос экспертным. И если для анализа общественного мнения такого количества агентств недостаточно, то для экспертного – вполне.

Мы обратились в первую очередь к агентствам не только потому, что инициатором проекта стал недавно созданный комитет по турагентской деятельности РСТ, который возглавила генеральный директор компании «Меридиан-тур», основатель сообщества Radio Travel Анжела Галкина. Есть и другие причины. Агентства (ТА) ближе к туристу, первыми вместе с туроператорами (ТО) приняли на себя удар в связи с пандемией, относятся к малому и среднему бизнесу (МСП), которому первому обещали государственную поддержку.

Опрос проводился 10 апреля в 15 городах: Балашиха, Барнаул, Березники, Выкса, Москва, Орел, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск, Серпухов, Троицк, Улан-Удэ, Уфа, Химки, Ярославль.

В опросе приняли участие агентства с численностью работников от 3 до 30. До эпидемии в этих турфирмах в общей сложности трудилось 126 сотрудников.

В 60% опрошенных агентств менеджеры получали в среднем до 50 тыс. руб. в месяц, а в остальных от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Месячная валовая прибыль агентства составляла: у 29% – до 100 тыс. руб., у 42% – до 500 тыс. руб., у 29% – более 500 тыс. руб.

В связи с распространением коронавируса продажи туров в этих агентствах прекратились, в основном, в середине марта. Две трети опрошенных закрыли офисы на период «выходных», треть работают на удаленке.

Всем пришлось решать кадровый вопрос. Реально уволили штатных сотрудников только два турагентства. Остальные более половины персонала отправили в отпуск: две трети – в оплачиваемый, треть – за свой счет.

Полную зарплату на момент проведения опроса сохранили 2 агентства, еще 2 выплачивали две трети, 7 – на уровне МРОТ, остальные эту цифру не уточнили. Но ни один работодатель не сказал, что вообще прекратил платить сотрудникам.

Кризисами народ уже научен, поэтому сокращение расходов на этот раз началось моментально по всем статьям. Вот характерный ответ агентства: «Сократили расходы на рекламу, сократили водителя и продаем микроавтобус, готовим к закрытию одно юридическое лицо, удерживаем 2 тыс. рублей при любой аннуляции, часть сотрудников в оплачиваемых отпусках, часть в неоплачиваемых – по собственному желанию».

С объявленными государством мерами поддержки, не считая обещанных позже выплат по 12,1 тыс., большинство руководителей агентств на момент опроса ознакомились – и сочли недостаточными. Вот один из характерных ответов: «Известно об отсрочке налогов на 6 месяцев, о кредитах на зарплату под 0%, о снижении процентов по ФОТ с 30,2% до 15%. Это не является существенной помощью сейчас». Другие ответы: «Мер как таковых нет. Отсрочка по налогам это не помощь». «Это не помощь, а ее имитация!» и т.д.

Участники опроса не смогли пока воспользоваться объявленными мерами поддержки. А многие еще не пытались или не собираются. В налоговых органах внятных разъяснений по обещанным льготам никто из них получить не может. Да и установленные сроки уплаты налогов турагентствами еще не прошли.

За льготными кредитами большинство участников опроса не обращались. А те, кто обращался, ничего не добились. За исключением одной из 20 компаний, но ей подтвердили кредит «из другой оперы», не льготный. Вот пара ответов.

«Кредит на выплату зарплаты под нулевой процент получить не смог, просто кредит на организацию получить не смог, отсрочку оплаты своего потребительского кредита получить не смог».

«Пытались оформить кредит на зарплату в Сбербанке, но столкнулись с массой подводных камней: обязательства по открытию счета в банке, оформление зарплатного проекта, сроки кредита только на 12 месяцев с выплатой процентов после 6 месяца. При попытке оформить кредит оказалось, что технической возможности у банка ещё нет».

Какие меры поддержки считают необходимыми сами участники опроса? Во-первых, заменить отсрочку уплаты налогов налоговыми каникулами. Во-вторых, «Как минимум – дать МРОТ всем оформленным, работающим сотрудникам турагентств – до стабилизации ситуации».

Есть и более развернутые предложения. «Законодательно решить вопрос о едином договоре ТО-ТА, где прописать, что комиссия – это вознаграждение от ТО и не возвращается туристу в случае изменения основных параметров договора со стороны ТО, будь то пересадки, отмены рейса и т.д. Риски о возврате комиссионного вознаграждения должны быть на туроператоре, а не на агенте, работающем от имени и по поручению оператора. Создание СРО турагентств с депозитом 300-400 000 руб., с вхождением в него новых игроков через рекомендации нескольких участников рынка».

«Возможность для ИП получить отсрочку уплаты по кредитам. Для этого банку надо подтвердить падение доходов. Банки требуют справку НДФЛ, а ИП предъявить ее не могут. Невозможность получить кредит под зарплаты, банки выдают его только тем, кто имел зарплатный проект, открытый до 31.12.2019. Невозможность получения кредита для продолжения деятельности».

На что надеются турагентства? В целом настроения пессимистичные. Это хорошо характеризует один из ответов на вопрос «что собираетесь делать?»: «Сжаться, замереть. Главное выжить».

Основной вопрос выживаемости турагентств – когда начнутся продажи. «Надеемся, что к июню решится вопрос с Россией и мы будем продавать туры по стране (есть целый отдел), билеты (есть авиа и жд кассы). Также мы занимаемся обслуживанием корпоративных клиентов, у которых работа не встала и после открытия границ будут командировки. С отделом выездного туризма будем решать по обстоятельствам, возможно, продлим отпуска или сократим график работы. Сокращать персонал, в который вложено столько сил, не хочется. Планируем брать кредит, одобрили под 8,5%».

Это лишь один из ответов. Но руки не опускают многие. «Во время карантина занимаюсь сайтом для дальнейшей работы». Или: «Изначально сдерживал аннуляцию туров. Предложил туристам, кто все же аннулировал и хочет немедленно денег, подготовить документы в суд для требования возврата от операторов. Сотрудников обязал выучить курорты Краснодарского края и Крыма. Подписал договоры с местными турбазами с выгодным комиссионным вознаграждением».

В общем, закаленный в бесконечных катаклизмах турбизнес изо всех сил тянет на себя штурвал, чтобы выйти из пике тяжелейшего кризиса, и ждет реальной помощи от власти.

А закончить обзор этого небольшого опроса позвольте еще одной цитатой: «Пока занимаемся перебронями на более поздние даты. Не унывать. Все это закончится, и мы продолжим свою работу!».

Источник: RATA-news

 


21.04.2020