Турагентов заставят отвечать за невыполненные обязательства

Турагентов заставят отвечать за невыполненные обязательства

Череда банкротств туристических агентств вынудила чиновников Ростуризма взяться за регулирование их деятельности. Сейчас привлечь агентов к ответственности за невыполнение обязательств перед клиентами просто невозможно, поскольку для продажи путевок не требуется лицензия, а фингарантии обязательны лишь для туроператоров. Авторы поправок в закон «Об основах туристской деятельности» предлагают два варианта: либо ввести фингарантии для агентов, либо заставить туроператоров отвечать за своих младших партнеров.

Поправки в закон «Об основах туристской деятельности», которые подготовлены в федеральном агентстве по туризму (Ростуризм), должны решить проблемы с турагентами, рассказал РБК daily заместитель руководителя этого ведомства Евгений Писаревский. Одно из предложений авторов законопроекта — обязать агентства работать только от имени и по поручению туроператоров. Альтернативный вариант — установить финансовую ответственность для самих турагентств. Предложения Ростуризма сейчас обсуждаются с представителями турбизнеса, а в конце ноября они попадут в Минпорттуризма.

Участники рынка и авторы поправок пока не могут прийти к согласию, каким образом следует контролировать турагентов. «Мы считаем, что для турагентств нужно вводить фингарантии, как и для туроператоров, — считает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. — Конечно, для них гарантии должны обходиться значительно дешевле и стоить не более 200-300 долларов в год».

В Минспорттуризме уверены, что следует обязать агентства выступать исключительно от лица туроператоров, которые будут отвечать за все, что произойдет от их имени, своими фингарантиями, рассказывает г-н Канторович. «Это хороший вариант для крупного турбизнеса, — полагает эксперт. — Туроператоры массово пойдут по пути создания во всех городах и регионах своих собственных сетей турагентств». Это вытеснит на обочину весь малый турагентский бизнес и неизбежно приведет к укрупнению туроператоров.

Рассматриваются и другие варианты, добавляет президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько: создание на рынке саморегулируемых организаций или установление минимального уставного капитала, которым бы агентства могли отвечать в случае банкротства. «Но проблема в том, что агентской деятельностью могут заниматься и юридические, и физические лица, но отвечают своим имуществом именно юрлица», — предупреждает он.

По словам г-на Шпилько, пока ни один из предложенных вариантов не дает эффективного решения проблемы: «Какие бы меры ни принимались, если их не станут выполнять, как это нередко сейчас происходит с фингарантиями, то это будут пустые хлопоты. Нужно в комплексе продумывать четкий механизм контроля исполнения требований со стороны государства».

Между тем ситуация с контролем турагентств давно требует хоть каких-то действий, единодушны эксперты. «Сейчас и в регионах, и в Москве туроператоры жалуются на абсолютный беспредел в этой области, — совладелец «Натали турс» Владимир Воробьев. — Сегодня любая компания может объявить себя агентом, прийти к туроператору и попытаться заключить с ним договор. И мало кто из них работает вбелую: небольшая компания из двух-трех человек не обременяет себя бухгалтерией и работой с банками. Все это мешает обелению отрасли».

Конкурентную борьбу на агентском рынке подхлестнул кризис, добавляет г-н Шпилько. Агентства стали конвертировать комиссионные проценты от туроператоров в скидки на конечную цену потребителю. Возникла ситуация, когда турагентства из комиссии в 12% отдают 10% клиентам в виде бонуса, а при небольших объемах продаж маржа в 2—3% приводит лишь к невосполнимым кассовым разрывам и уходу с рынка.

Турагентства стали самым проблемным элементом туриндустрии, резюмирует Владимир Канторович. По статистике, разорения или исчезновения компаний с деньгами туристов случаются ежемесячно во всех регионах страны, счет идет на десятки. Однако обычно эти «исчезновения» наносят небольшой урон, и потому они не такие громкие, как банкротства туроператоров.

 

АКТУАЛЬНО