Объем авиаперевозок в России растет, проблемы отрасли не уменьшаются

Объем авиаперевозок в России растет, проблемы отрасли не уменьшаются

Российский рынок авиаперевозок демонстрирует в 2010 году уверенный рост, опережающий соответствующий мировой показатель. Но за обнадеживающими цифрами стоят как положительные, так и неоднозначные тенденции.

Выступая на прошедшей в Москве конференции «Маркетинг авиатранспортных услуг», первый вице-президент Транспортной клиринговой палаты Александр Русс подчеркнул «неравномерность» развития рынка. Значительная часть пассажирских перевозок сконцентрирована в руках пяти ведущих авиакомпаний - «Аэрофлот»; «Сибирь», «ЮтЭйр» и «Оренбургские авиалинии», на долю которых приходится почти 60% пассажиропотока на международных и внутренних линиях. Кроме того, г-н Русс отметил рост объема международных перевозок, увеличение перевозок между Россией и странами СНГ и между крупными городами страны на фоне стагнации местных маршрутов, а также уменьшение дохода авиакомпаний в расчете на одного пассажира.

С точки зрения потребителя последнюю тенденцию можно считать, положительной. Но надо учитывать тот факт, что борьба за долю рынка путем существенного снижения тарифов приводит к финансовой неустойчивости авиакомпаний. В результате, как отмечает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий, рынок авиаперевозок становиться слишком чувствительным к доверию кредиторов, в качестве которых, во многих случаях, выступают и сами пассажиры. «А потеря доверия сама по себе может спровоцировать кризис», - считает г-н Синицкий.

В тоже время, остановка или значительное снижение роста тарифов на авиаперевозку является общемировой тенденцией. Об этом на конференции говорили представители зарубежных авиакомпаний. Участники форума рассуждали о возможных способах увеличения доходности авиабизнеса в сложившейся ситуации. Один из них, по мнению профессионалов отрасли, - диверсификация услуг и предложений. Например, директор авиакомпании Cathay Pacific в России Патрик Гарретт отметил, что, хотя современные путешественники стараются экономить на перевозке, многие из них желают иметь дополнительный сервис перед полетом и на борту. В связи с этим сложившее разделение на бизнес- и эконом-классы может быть сейчас не самым удачным. Отметим, что российская авиакомпания «Трансаэро» уже следует этой стратегии, предлагая на многих маршрутах четыре вида классов обслуживания пассажиров – туристический экономический, премиальный экономический, бизнес и империал. А «Аэрофлот», получивший в управление шесть государственных авиакомпаний, в качестве стратегический целей развития обозначил создание под своим брендом группы разноцелевых перевозчиков, в том числе низкобюджетный и чартерный.

Что касается консолидации рынка, то можно отметить не только факт усиления позиций лидеров, но и то, что сейчас 98,3% пассажиропотока в авиации приходится на долю 35 авиакомпаний. «Так что утверждения, что в России более 160 авиакомпаний, это лукавство. Столько свидетельств эксплуатанта, а реальных перевозчиков – всего 35», - отмечает Алексей Синицкий.

Возможно, консолидация и борьба за доли рынка приводит к тому, что игрокам становятся неинтересны местные авиалинии. «Более половины всех рейсов сконцентрировано на 25 парах городов», - уточняет Александр Русс. В тоже время, и «недоразвитие» региональной маршрутной сети, и ценовая борьба на грани возможностей, как и другие проблемы российской авиаотрасли, лежат в социально-экономический плоскости. В статье начальника аналитического управления ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» Сергея Руднева, опубликованной в журнале «Авиатранспортное обозрение», приводятся коэффициенты авиационной подвижности населения, которые определяются как среднее количество перелетов, совершаемое одним жителем страны в год. Прогнозное значение коэффициента для России в 2010 году должно составить 0,34, и по отношению к докризисному 2008 году он вырастет на 8,9%. Тем не менее, российский показатель примерно в два раза меньше, чем коэффициенты Эстонии и Чехии, в четыре раза меньше, чем у Франции и Германии, а коэффициент авиационной подвижности Норвегии превышает российский более чем в 10 раз. Меньшие, чем у России, показатели (анализировались данные по странам Евросоюза и СНГ за 2008 год) только у Польши, Словакии, Румынии и стран СНГ. Есть принять во внимание огромную территорию нашей страны, становится понятно, что столь низкий показатель напрямую связан с покупательской способностью населения.

Отметим, что, по данным за первую половину 2010 года, позиции уже упоминавшихся пяти топовых авиакомпаний не обязательно одинаково сильны на международных и внутренних линиях. На международных линиях Nord Wind и «Вим-Авиа» теснят из пятерки лидеров «Сибирь» и «ЮтЭйр». На внутренних маршрутах почетное пятое место принадлежит «Владивосток Авиа», а «Оренбургские авиалинии» не входят даже в 20 ведущих игроков. Тем не менее, на международных линиях в 2010 году по итогам полугодия «Оренбурские» продемонстрировала впечатляющий рост – увеличение пассажиропотока более чем на 68% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Как отмечает журнал «Авиатранспортное обозрение», расцвет компании, связывают с туроператором «Пегас Туристик»k, который стоит за пополнением парка перевозчика самолетами Boeing 737, и за загрузкой их туристами». По мнению журналистов, "Пегас Туристик" «ответственен» и за улучшение показателей другой авиакомпании - Nord Wind.

Рост числа перевезенных пассажиров (на внутренних и международных авиалиниях) составил более 40% у «Трансаэро» и «ЮтЭйр»; более 32,5% у «Аэрофлота» и 15,2% у «Сибири». Среди не таких крупных игроков значительные показатели роста у «Московии» и «Когалымавиа» на международных линиях, и у «Донавиа» на внутренних. (Екатерина Сирина, специально для RATA-news)

 

АКТУАЛЬНО