Юрий Барзыкин: «ЧМ-2018 – мощный импульс для развития туризма»

Туризм является проверенным индикатором благополучия и развития страны, объективно отражающим динамику трендов в обществе. О специфике минувшего туристического сезона, наметившихся изменениях и прогнозах развития отрасли  журналу Sport Build в преддверии Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года в России рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.

Sport Build: World Football Forum в Москве, на котором Вы планируете выступить, посвящен ключевым для российского футбола темам, включая туризм. Каким аспектам подготовки к ЧМ-2018 необходимо уделить особенное внимание?

Юрий Барзыкин: Июньский футбольный форум в Москве даст возможность на статусной федеральной площадке обсудить проблемы и перспективы подготовки регионов и России в целом к проведению ЧМ-2018, обеспечит ему дополнительное продвижение и информационную поддержку, а также налаживание партнерских контактов. В целом же, проведение XXI Чемпионата мира по футболу в 11 городах России – это не только крупнейшее спортивное событие, но и мощный импульс для развития туризма. Причем, вся инфраструктура, в том числе и средства размещения, будут служить для приема туристов как во время соревнований, так и многие годы после них. Особое внимание при подготовке к чемпионату необходимо уделить безвизовому режиму для иностранных гостей, их безопасности, транспортной логистике, высокому качеству оказания услуг. В соответствии с Федеральным законом N108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года», определены особенности въезда и выезда из РФ, а также миграционного учета иностранных граждан в рамках подготовки и проведения соревнований. По оценкам, Россию в период проведения ЧМ-2018 посетят 1 525 000 иностранных граждан, из которых 500 000 человек составят обладатели билетов на футбольные матчи, а 75 000 человек – непосредственные участники соревнований. Законом предусматривается обеспечение проезда автомобильным и железнодорожным транспортом в период проведения соревнований 1 869 842 зрителя (льготы на проезд между городами проведения ЧМ-2018, проездным билетом будет являться входной билет на матч). В соответствии с этим законом, российские средства размещения туристов подлежат обязательной классификации, предусмотрен также и порядок регулирования гостиничных расценок во избежание ситуации, возникшей при проведении Евро-2012.

SB: Насколько, на Ваш взгляд, ощутимо влияние ЧМ-2018 на российскую индустрию туризма и экономику в целом?

ЮБ: Нельзя измерять эффект от глобального спортивного мероприятия исключительно расходами и доходами бюджета. Проведение чемпионата мира по футболу входит в перечень проектов международного уровня, которые позволят развивать не только спортивную, но также инженерную, транспортную и туристскую инфраструктуру. Это долгосрочные инвестиции в развитие наших территорий, благодаря которым Россия сможет серьезно продвинуться на спортивном и туристском рынке. И не только во время проведения чемпионата, но и в процессе подготовки к нему. Каждый рубль, вложенный в туристическую инфраструктуру принимающих чемпионат городов, принесет от 4 до 7 рублей прибыли, причем быстрее, чем во многих других отраслях. Поэтому, я считаю, что ЧМ-2018 окупится довольно быстро. 

SB: Какова статистика последней зимней Олимпиады в Сочи с точки зрения развития туризма?

ЮБ: На туризме в Сочи необходимо зарабатывать, но при этом отдых нельзя спонсировать из бюджета, исходя из желания удерживать гостиничные цены на олимпийском уровне. Во время Олимпиады стоимость перелета составляла 5 000 рублей в оба конца. Сегодня без дотаций авиаперевозчики могут значительно поднять цены, что приравняет стоимость одного только авиаперелета в Сочи к цене горящей путевки в ту же Турцию. В России насчитывается 36 млн потенциальных внутренних потребителей туристического продукта. Надо лишь объяснить им, зачем нужно ехать отдыхать именно в Сочи. Что касается олимпийской статистики, то она выглядит впечатляюще для индустрии туризма. Так, гостями Сочи прошлой зимой стали болельщики из 126 стран, которым было продано в общей сложности 1,1 млн билетов на Олимпийские игры. В город приехало 2 859 спортсменов из 88 стран мира, для которых была построена Олимпийская деревня на 3 000 номеров. На карте города появились новые гостиницы и другие объекты для размещения гостей – всего 24 000 номеров. За 4 года в рамках Культурной Олимпиады «Сочи 2014» состоялось более 3 000 мероприятий с участием более 100 000 артистов, гостями которых стали порядка 4 млн человек. Трансляция XXII зимних Олимпийских игр осуществляли 464 телеканала на 159 стран мира, а общая ТВ-аудитория Игр в Сочи превысила 3,5 млрд человек. Общее число откликов об Играх в социальных сетях достигло 13 млрд. В портах Сочи стояли на якоре 7 круизных лайнеров, где проживали 52 000 болельщиков. За время соревнований гости съели 34 тонны шашлыка, 25 000 хачапури и 175 000 хинкали. Последние приведенные цифры могут служить хорошим поводом для дальнейшего развития агротуризма. Кавказская кухня интересна и самобытна, но готовить кавказские блюда лучше всего, конечно, из местных продуктов. Естественно, они должны быть свежими, качественными и доступными. Для этого нужно наладить логистику, дать возможность местным производителям поставлять продукцию в рестораны, отели и санатории.

SB: Выездной туризм в РФ в I квартале 2015 года упал на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а внутренний – вырос. Каковы главные причины подобной динамики?

ЮБ: Объемы выездного туризма в России действительно продолжают сокращаться на фоне растущих объемов туризма внутреннего. Так, по итогам прошлого года, внутренний туризм вырос на 30% и достиг 41,5 млн человек, из которых более 12 млн посетили Краснодарский край и еще 4 млн предпочли Крым. Таким образом, спрос на черноморские курорты продолжает расти. Количество туроператоров по внутреннему туризму увеличилось на 25% – по состоянию на начало весны реестр насчитывал 3 710 компаний. Объяснить устойчивый рост спроса населения на услуги внутреннего туризма можно растущим вниманием к нему со стороны российских властей и бизнеса. С другой стороны, уменьшение числа выезжающих за границу соотечественников в значительной степени связано с неопределенной геополитической и экономической ситуацией. Кризис и финансовые трудности сказываются как на возможностях туристов, так и на деятельности туроператоров. За последний год число туроператоров по выездному туризму официально уменьшилось в 2 раза, однако не менее 25% из них попросту переквалифицировались и занимаются внутренним продуктом, пережидая таким образом очевидный спад на выездном рынке. Помимо этого, область туризма в целом ожидает стабильности в профильном законодательстве, которое до сих пор находится в стадии реформирования. Подводя итоги, мы прогнозируем по итогам сезона общее сокращение выездного турпотока на 30-50% при 25%-ном росте внутреннего туризма. Тем не менее, конъюнктура рынка может измениться в любой момент. У нас есть в распоряжении лишь 1-2 сезона при более-менее благоприятных условиях. В России на фоне растущего спроса на внутреннем рынке туризма также растут и цены на продукты, энергоносители и транспорт. Все это – составные части внутреннего турпродукта. Поэтому властям необходимо активно задействовать имеющиеся механизмы стимулирования и поддерживать этот наметившийся в индустрии туризма тренд. Недостаточно просто смотреть и радоваться тому, что наши люди не поехали за рубеж, а отправились путешествовать по России. По прогнозам, на сочинских курортах в этом году отдохнут около 6 млн туристов, в целом по Азово-Черноморскому побережью будет не меньше 15 млн отдыхающих. Но здесь я бы отметил следующее: курортные зоны не должны ограничиваться побережьем. Сейчас все рекреационные объекты, отели и санатории сконцентрированы в прибрежной части, что в конечном итоге может привести к ухудшению экологического состояния этих территорий. Еще одна проблема – маркетинг, точнее отсутствие маркетинговой стратегии. Сегодня мало кто планирует свой отдых, не просмотрев отзывы о том или ином курорте в интернете, причем, большинство пользуется планшетами и смартфонами. Это значит, что и сайты нужно конструировать так, чтобы они легко открывались на мобильных устройствах. Сейчас нужно интенсивно думать и много работать, чтобы остаться «на плаву». 

SB: В каком состоянии сегодня находятся проекты создания в России особых экономических зон туристско-рекреационного типа?

ЮБ: В соответствии с принятым в 2005 году Федеральным законом, в России было создано 14 особых экономических зон туристско-рекреационного типа, но впоследствии были досрочно прекращены проекты «Гранд Спа Юца» в Ставропольском крае, «Новая Анапа» в Краснодарском крае и «Куршская коса» в Калининградской области. В целом же, активное развитие ОЭЗ ТРТ в России сдерживает целый ряд причин. Прежде всего, это относительно небольшой объем льгот и преференций для создания действительно благоприятного инвестиционного климата, особенно по сравнению с другими странами – ведущими туристским дестинациями. Можно также отметить и определенный дефицит квалифицированных специалистов, владеющих знаниями и практическими навыками создания современных конкурентоспособных туристских территорий. Федеральные власти, со своей стороны, в течение ряда лет также не проявляли должной оперативности в решении проблем развития и функционирования ОЭЗ ТРТ и недостаточно продвигали эти проекты. Однако даже то, что уже сделано, дало серьезный толчок к развитию туризма и привлекает к регионам внимание инвесторов и научного сообщества.

SB: Какие туристические регионы РФ, на Ваш взгляд, выглядят сегодня наиболее привлекательно?

С точки зрения развития туризма, в стране практически нет бесперспективных регионов. Во всем мире тон в развитии туризма задает государство. России сейчас шанс этот выпал, и его надо разумно и оперативно использовать. В ближайшие годы высокие темпы роста внутреннего туризма прогнозируются в Крыму, где нужно восстанавливать инфраструктуру, организовывать логистику, восстанавливать круизное сообщение с Черноморским побережьем. Также ключевыми направлениями станут Карелия, Бурятия, Алтайский край. География здесь достаточно широкая.

Текст: Владимир КОЛОСОВ

АКТУАЛЬНО