Владимир Путин потребовал остановить продажу авиабилетов «Трансаэро» в составе турпакетов

Владимир Путин на совещании с членами правительства, состоявшееся вчера, потребовал остановить продажу авиабилетов компании «Трансаэро» в составе турпакетов. «Нужно все-таки прекратить продажу билетов. Впрямую они уже не продаются, но в пакетах туркомпаний, в том числе с помощью «Трансаэро», указываются и продаются», – сказал он. И если кто-то продолжит это делать, то, соответственно, уже полностью на свой собственный риск. Министр транспорта РФ Максим Соколов высказался еще конкретнее: «Компании, по-прежнему продающие билеты «Трансаэро» по разным направлениям, за исключением Хургады, Шарм-эль-Шейха и Доминиканской республики, берут риски на себя, как и граждане, их покупающие». Напомним, именно по этим трем направлениям достигнута договоренность «Библио Глобуса» с группой компаний «Аэрофлот» – оператор получает для перевозки туристов несколько Боингов 777. Уточним, они рассчитаны на 360 человек, в отличие от Боингов 747 «Трансаэро» вместимостью более 500 человек, на которых строилась перевозка оператора.

Как полагает руководитель Правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов, слова главы государства можно трактовать абсолютно однозначно – те, кто выписывает новые билеты на рейсы авиакомпании в предбанкротном состоянии или отправляет по ним туристов, будет отвечать своими деньгами. «Государство старается минимизировать число пассажиров и туристов с билетами этой авиакомпании. Это совершенно логично. Многие на рынке питают иллюзии, что у «Трансаэро» есть некий правоприемник, который возьмет на себя ее рейсы, все туристы смогут улететь. Но его нет, это надо, наконец, понять», – пояснил он RATA-news.

«На совещании в правительстве прозвучали две главные мысли. Первое, что деньги всем пассажирам вернут, государство гарантирует. Одновременно оно не готово гарантировать перевозку по большинству направлений «Библио Глобуса», за исключением трех. На самом высоком уровне оператору сказано, что по всем остальным направлениям он несет риски лично. После такого заявления компания должна, как мне кажется, сообщить о договоренностях с другими перевозчиками по перевозке на маршрутах «Трансаэро» или признать происходящее страховым случаем», – полагает глава транспортного комитета «Турпомощи» Дмитрий Горин. В любом случае, нельзя перекладывать эти риски на плечи турагентств, необходимо по максимуму компенсировать им понесенные расходы.

На совещании прозвучали также слова о поддержке государством «Аэрофлота». А это значит, как полагают эксперты, что после 20 октября, когда, как ожидается, будет перевезено до 90% пассажиров «Трансаэро» и ее лишат свидетельства эксплуатанта, «Аэрофлот» получит финансовую помощь и начнет выполнять перевозки по маршрутам «Трансаэро» уже на коммерческой основе. Перевозку «Трансаэро» готовы взять на себя также S7, «Уральские авиалинии» и другие компании.

До 15 декабря, как сказал на совещании Максим Соколов, осталось перевезти 240 тыс. пассажиров «Трансаэро», включая и тех туристов, которые купили билеты в рамках общих туров. Число туристов «Библио», по оценкам экспертов, составит не менее половины, то есть 120 тыс. человек. «В Хургаду, Шарм-эль-Шейх и Пунта Кану туркомпании смогут перевезти своих пассажиров, а по другим направлениям, поскольку продажа билетов была остановлена 1 октября из-за финансовых проблем «Трансаэро», если кто-то покупает билеты – несут риски турагенты, туркомпании и сами люди, которые могут купить такие билеты», – сказал министр.

Вчера управляющий директор «Библио Глобуса» Александр Туголуков назвал RATA-news общие цифры по потоку компании на рейсах «Трансаэро». По его словам, предоплачено по разным направлениям 33 600 билетов туда и 68 461 обратно, выписано – 18 921 туда и 47 112 обратно. Исходя из заявлений правительства, по выписанным билетам, даже если рейсы отменятся, туристы деньги получат. Но что будет с предоплаченными? Дадут ли оператору выписать билеты? Дело, как видим, касается более чем 100 тыс. билетов. Вопрос в том, просто ли это выкупленные билеты или в составе туров, проданных реальным людям. Очевидно, что во втором случае туристов надо точно перевозить, ведь правительство делает акцент именно на «новых» туристах, а не уже оформленных.

Даже после выступления главы государства вопросов больше, чем ответов. Непонятно также, что стало толчком к столь резкому заявлению. По одной из версий, до Минтранса дошла информация, что «Библио Глобус» продолжает продавать туры с перевозкой на «Трансаэро», тем самым переводя дальнейшие расходы с себя на авиаторов и других. Получается, что в ситуации, когда «Трансаэро» мягко «приземляют», сводя число пассажиров к нулю, оператор генерирует новых. Правда, насколько нам известно, официальной информации о данных по новым продажам в ведомстве нет. Сообщение о них и могло вызвать реакцию Минтранса, тем более что оно и так много сделало для того, чтобы не обрушить туристический рынок. Оператору, в частности, дали возможность отвезти всех своих туристов по уже проданным турам бесплатно. Много ли таких примеров было в туристической практике? С начала октября ведомство запретило продажу новых билетов на регулярку, теперь – выписку новых турпутевок с перевозкой «Трансаэро», затем отзовут свидетельство эксплуатанта. Задача простая – перестать создавать новых пассажиров с билетами этого уже несуществующего перевозчика ни на регулярных, ни на чартерных рейсах, иначе это никогда не кончится. В последовательности транспортному ведомству не откажешь.

Светлана Ставцева, RATA-news

 

АКТУАЛЬНО