В случае банкротства «Трансаэро» не должны пострадать ни туристы, ни турбизнес

В ночь с 29 на 30 сентября туроператоры-заказчики перевозки на «Трансаэро» ждали остановки полетов авиакомпании. Впрочем, информация поступала противоречивая. В одном случае якобы «Аэрофлот» разослал аэропортам письмо, что с 00.00 не будет оплачивать заправку самолетов «Трансаэро». В другом – что авиакомпании дадут полетать еще пару дней. И те и другие сведения – из очень серьезных источников. Так или иначе, в ту ночь резко увеличилась посещаемость сайтов Минтранса и Росавиации, а заодно и онлайн-табло «Домодедово» и «Внуково» – ждали объявления.

«Это невозможно, – говорил поздно вечером во вторник генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев. – У нас в 6 утра 500 человек должны лететь в Анталию, потом 500 обратно. Рейс полностью оплачен. И его отменят, никого не предупредив? Нельзя так относиться ни к пассажирам, ни к туроператорам!». Ближе к полуночи появилась информация, что «Трансаэро» пока летает. Хотя про письмо «Аэрофлота» топливно-заправочным комплексам тоже было правдой.

Теперь угроза остановки перенесена на 00.00 пятницы, 2 октября, но информация опять же не официальная. Косвенно ее подтверждает полученное вчера туроператорами распоряжение «Аэрофлота» выписывать билеты «Трансаэро» только на сутки вперед. Собственно сама система бронирования «Трансаэро» позволяет выписать билеты на рейсы не позже 2 октября. По некоторым сведениям, сегодня будет решающее совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Слово «банкротство» в сочетании с «Трансаэро» первым произнес глава «Сбербанка» Герман Греф – 15 сентября, заявив, что не исключает начала этой процедуры, если кредиторы не согласуют схему реструктуризации долгов авиакомпании до конца сентября. И уточнил: по всем показателям «Трансаэро» уже банкрот. Вчера возможность банкротства авиакомпании допустил министр транспорта Максим Соколов. И вчера же «не исключил банкротства» проблемного перевозчика первый вице-премьер Игорь Шувалов. После этого, по данным Московской биржи, акции «Трансаэро» обвалились более чем на 20%.

Прежде чиновники придерживались варианта, что «Трансаэро» долетает как минимум до зимы, и все обязательства перед пассажирами будут выполнены. К слову, эта информация до сих пор размещена на сайте авиакомпании. Позиция изменилась в связи со срывом сроков консолидации пакета в 75% акций для передачи «Аэрофлоту». Владельцы «Трансаэро» не смогли выполнить условия сделки в том числе, по версии «Коммерсанта», что 25% «Трансаэро» находится в залоге у ВТБ.

Но весь сентябрь, с момента объявления об интеграции авиакомпании в группу «Аэрофлот», продавались и билеты на рейсы, и туры с перелетом «Трансаэро». При том что к 1 сентября билетов уже было реализовано около 2 млн. Да и еще вчера вечером их можно было спокойно купить, в том числе на сайте перевозчика. А параллельно в структурах власти идет активная дискуссия – кто будет вывозить туристов в случае остановки полетов «Трансаэро».

На совещании в Росавиации 29 сентября в присутствии представителей руководства туристической отрасли и турбизнеса всерьез обсуждалась возможность использовать для возвращения туристов средства «Турпомощи». «Это исключено, – сказал директор ассоциации Александр Осауленко. – По закону «Турпомощь» должна эвакуировать российских граждан, только если свои обязательства перед ними не может исполнить туроператор. А в данном случае все рейсы оплачены, у пассажиров есть обратные билеты. Значит, вывозить их должна либо сама авиакомпания «Трансаэро», либо другой перевозчик, которого назовут авиационные власти».

Но дело не только в этом. По данным, которые сейчас консолидирует «Турпомощь», 30 сентября на отдыхе находилось 112-118 тыс. туристов, отправившихся на курорты рейсами «Трансаэро». В основном это клиенты четырех туроператоров. В том числе туристов только «Библио Глобуса» – более 73600. Правда, примерно треть из них отдыхают на курортах юга России, но им тоже надо как-то возвращаться. «НТК Интурист» в период с 1 по 10 октября должен вывезти из Турции более 10 тыс. человек. Клиенты Coral Travel и «Натали Турс» тоже улетели на отдых рейсами «Трансаэро».

Категорически против использования средств турбизнеса для вывоза туристов выступил руководитель Ростуризма Олег Сафонов. По его словам, нынешняя ситуация на туристическом рынке кардинально отличается от прошлогодней, когда тысячи россиян пострадали из-за финансовой несостоятельности турфирм. Он считает необходимым выполнение всех полетных программ «Трансаэро», оплаченных туроператорами, которые фактически стали кредиторами авиакомпании.

Да и не смогла бы «Турпомощь» в нынешней ситуации вернуть всех туристов в случае остановки «Трансаэро». Как сообщил RATA-news Александр Осауленко, средняя стоимость эвакуации одного человека в 2014 году составила около 13400 рублей. Компенсационный фонд «Турпомощи» сейчас составляет немногим более 203 млн. рублей. На эти деньги можно вывезти чуть больше 15 000 туристов.

Давайте вспомним, что турбизнес «проглотил» уже немало авиационных банкротств: AiRUnion в августе 2008, венгерской Malev в феврале 2012, итальянской Wind Jet в августе 2012, «Авиалиний Кубани» в декабре 2012, украинской «Аэросвит» в январе 2013, «Московии» в августе 2014. Туроператоры за свой счет пересаживали клиентов на другие рейсы, чтобы вернуть в Россию или отправить на отдых. Если, в крайнем случае, туристу приходилось повторно покупать билет, ему возвращали деньги – сами туроператоры или страховые компании за счет фингарантий.

Да и обрушился в прошлом году туристический рынок тоже при активном участии авиакомпании. «Оренбургские авиалинии» о долгах туроператоров и отказе выполнить сразу 36 вылетов на зарубежные курортыобъявили лишь накануне «черного дня». Туроператорам, которые строили свои программы или держали блоки на этих рейсах, пришлось действовать в режиме чрезвычайного происшествия, экстренно подбирая варианты отправки клиентов. И, заметим, все туристы были тогда возвращены в Россию исключительно на деньги турбизнеса, ни одна государственная копейка в этом процессе не участвовала.

«Мы постоянно говорим, что турбизнес – заложник не только своих проблем, но и ситуации на авиационном, страховом рынке, а нередко еще и политических конфликтов, терактов и т.д. В случае с «Трансаэро» речь идет о неэффективном регулировании авиационной отрасли, но виноватым опять получается туроператор, – говорит вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. – Ответственность турбизнеса не может распространяться на деятельность авиакомпаний, тем более если все рейсы оплачены. В нынешней ситуации ни туристы, ни турбизнес не должны пострадать из-за долгов авиаперевозчика. Это принципиальная позиция РСТ».

Тем более что способ эвакуации туристов или пассажиров в случае остановки «Трансаэро» существует и даже закреплен специальным постановлением правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1177. Этим документом утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета авиакомпаниям, на рейсах которых будут летать пассажиры перевозчика с приостановленным сертификатом эксплуатанта.

И, в том числе, это касается тех туристов, которые уже купили туры с вылетом на рейсах «Трансаэро». По данным «Турпомощи», четыре основных заказчика продали более 108 тыс. мест на рейсах этой авиакомпании. Больше всего – «Библио Глобус», порядка 100 тысяч. В основном, глубина не превышает 15 октября, за исключением все того же «Библио Глобуса», который сообщил, что продажи есть даже на новогодние каникулы. 

Ирина Тюрина, RATA-news

АКТУАЛЬНО