Сергей Шпилько: «В случае с въездным туризмом речь идёт о платежеспособном спросе населения всего мира»

В Сочи на курорте Роза Хутор проходит первый всероссийский конгресс туроператоров, на котором, в числе прочих, будут обсуждаться проблемы въездного туризма. Предполагалось выступление на эту тему президента РСТ Сергея Шпилько, но он не смог присутствовать по состоянию здоровья. Своим мнением о важности формирования въездных турпотоков глава РСТ делится с читателями RATA-news.

- Почему, на ваш взгляд, так важно развитие въездного туризма?

- Причин предостаточно, в том числе необходимость наращивания несырьевого экспорта, улучшения имиджа страны и др. Но подчеркну особо важную – и для государства, и для бизнеса.

В сфере внутреннего туризма мы имеем дело с платежеспособным спросом населения, точнее, с той частью доходов, которые наши сограждане готовы потратить на турпоездки по стране. А средства эти весьма ограничены – даже с учетом частичного перераспределения спроса с выездного рынка на внутренний. В случае же с въездным туризмом речь идет о платежеспособном спросе населения не одной страны, а фактически всего мира. Только производи конкурентный турпродукт – и мир к тебе потянется.

- Что, собственно, и произошло в последнее время, вы согласны? С одной стороны, в связи с ослаблением курса рубля, а с другой – благодаря развитию туристической инфраструктуры и сервисов в ряде городов и регионов.

- Согласен. И благодаря этому в условиях обострения внешнеполитической обстановки в значительной степени удалось компенсировать снижение туристических прибытий из европейских стран и США за счет расширения географии въездных турпотоков. Но, если мы хотим закрепить этот успех, необходимо многое сделать, причем безотлагательно.

- Назовите, пожалуйста, основные проблемы.

- Именно основные, потому что вообще проблем много.

Необходимо стимулировать гостиничное строительство налоговыми льготами, снижением затрат на подключение к инженерным сетям, субсидированием процентных ставок по кредитам и иными методами. Дело в том, что запаса качественного номерного фонда в высокий сезон в городах, пользующихся спросом у иностранных туристов, почти не осталось.

Важно предотвратить динамичный рост цен на туристические услуги. Причем не только на размещение, стоимость которого, судя по договорной компании, существенно вырастет в будущем году. Речь также идет о транспорте, о входных билетах в музеи и на другие объекты показа. А также о введении курортного сбора, который грозит превратиться в «туристический» с распространением на всю страну. Тогда иностранному туристу придется платить не только за въезд в Россию, но и за пребывание в каждом регионе.

С точки зрения увеличения издержек, помимо роста коммунальных тарифов, особую опасность представляет увеличение налогов на землю и имущество при переходе на их кадастровую оценку. Необходимо использовать имеющийся уже опыт отдельных регионов в области льготных механизмов взимания налогов.

Исключительное значение имеет транспортное обеспечение турпотоков. Прежде всего, требует решения проблема острого дефицита современных туристических автобусов. Нужна централизованная закупка к Чемпионату мира 2018 и меры для дальнейшего увеличения и обновления существующего парка.

Надо активнее двигаться в сторону упрощения туристических формальностей для граждан стран, безопасных с точки зрения нелегальной миграции. И вводить групповой безвизовый обмен с развивающимися странами – по аналогии с тем, как реализуется соответствующее соглашение с Китаем.

Целесообразно разработать территориальные стандарты гостеприимства, предусматривающие создание современных элементов инфраструктуры и сервисов для приема иностранных туристов – от автобусных стоянок до мультиязычной навигации и мобильных приложений.

Надо активнее продвигать Россию как туристическое направление за рубежом, в том числе на новых рынках. Надо предоставлять информацию на соответствующих языках, размещать ее на популярных интернет-порталах, проводить ознакомительные туры, участвовать в выставках.

Необходимо сделать систему подготовки кадров более эффективной, преодолеть дефицит квалифицированного линейного персонала. И, если мы хотим, чтобы география въездных турпотоков расширялась и дальше, надо реализовать на федеральном и региональном уровнях комплекс срочных мер по подготовке гидов с редкими языками.

Важно стимулировать создание и продвижение новых турпродуктов и сервисов, позволяющих, в первую очередь, повысить загрузку коллективных средств размещения и объектов туристического показа в низкий сезон. Надо вовлекать в орбиту въездного туризма новые региональные направления.

Есть еще, конечно, классификация гостиниц, аттестация гидов, отношения туроператоров с музеями и т.д. Весь перечень и более подробно каждый пункт мы вскоре будем обсуждать на заседании комиссии РСТ по въездному туризму.

- И всё это, конечно же, надо делать срочно…

- Гостиницы за один год не построишь и гидов редким языкам не научишь. Но есть вопросы, которые надо решать оперативно, например, по ценам на следующий год, по ставкам налогов, по тому же курортному сбору, коль скоро его вот-вот собираются ввести.

В противном случае на смену рынку покупателя в сфере въездного туризма придет рынок производителя или, в нашем случае, поставщика услуг. И начнется снижение конкурентоспособности отечественного турпродукта – сначала по цене, а затем и по качеству обслуживания.

Источник: RATA-news

АКТУАЛЬНО