Сенаторы изучили опыт регулирования туристической деятельности 26 стран

Комитет Совета Федерации по социальной политике проанализировал опыт регулирования деятельности туроператоров и турагентов 26 стран и пришел к выводу, что в целом российское законодательство в сфере государственного регулирования туристической деятельности отвечает мировым тенденциям. Об этом сообщил заместитель председателя комитета Игорь Чернышев на прошедшем 29 сентября заседании экспертного совета по туризму при комитете Совете Федерации по социальной политике.

В его работе приняли участие представители Министерства культуры РФ, Ростуризма, Роспотребнадзора, профессионального сообщества. РСТ представляли вице-президент Юрий Барзыкин и члены президиума Сергей Агафонов («Сеть магазинов горящих путевок»), Виктор Тополкараев («НТК Интурист»).

«В Государственной Думе готовится законопроект, направленный на усиление ответственности участников туристического рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за границу. Члены Совета Федерации внесли в документ поправки, касающиеся разделения полномочий на федеральном, региональном уровнях и прав муниципальных образований», – напомнил Игорь Чернышев. Он пояснил, что в силу недоработки первой части законопроекта, комитет по социальной политике обратился в министерство экономического развития России с просьбой помочь в сборе информации о международном опыте регулирования деятельности туроператоров и турагентов. Комитет получили информацию по 26 странам Европы, Северной Америки и Азии и провел ее анализ, который показал, что в целом российское законодательство в сфере государственного регулирования туристической деятельности отвечает мировым тенденциям. В этой связи было принято решение о проведении заседания экспертного совета по туризму.

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо учитывать особенности российского туристического рынка и не копировать полностью опыт других стран. Игорь Чернышев проинформировал, что, в частности, сенаторы в своем отзыве на законопроект предложили рассмотреть возможность дифференциации финансовой нагрузки на турбизнес в зависимости от вида авиаперевозки, которую использует туроператор, и выделения компаний, организующих чартерные туры, в отдельную категорию. В результате такого разделения компании, работающие в приграничных регионах, смогут оформлять фингарантии на суммы меньше, чем организаторы чартерных рейсов, которые несут значительные бизнес-риски.

По словам парламентария, опыт выделения чартерных туроператоров при определении объема финансовой ответственности активно применяется в таких странах, как Великобритания, Венгрия, Литва, Польша. «Пока в законопроекте предложения приграничных субъектов Российской Федерации и нашего комитета не учтены», – подчеркнул г-н Чернышев.

Участники заседания предложили при доработке законопроекта учесть предложения по регулированию турагентского рынка, созданию персональных фондов туроператоров, а также компенсационных или гарантийных фондов помощи туристам, разработке стандартов деятельности туристических компаний.

Эти предложения совпадают с позицией РСТ, которую, выступая на заседании, еще раз обозначили представители союза. Как сказал Сергей Агафонов, создание единого реестра турагентов выездного туризма на базе ассоциации «Турпомощь» обеспечит их регламентированное взаимодействие в экстренных ситуациях, определит порядок, сроки и виды обмена необходимой информацией. Это будет иметь не только репутационное значение для турагентств, но и нормативно закрепит их как субъектов туристической деятельности с получением реестрового номера и свидетельства. Кроме того, реестр будет служить информационным ресурсом и для потребителей, и для участников рынка.

Юрий Барзыкин напомнил, что РСТ предлагает не переименовывать компенсационный фонд в резервный, так как в законопроекте не меняются цели оказания экстренной помощи туристам, то есть у фонда остаются прежние компенсационные функции. Но смена названия фонда лишит объединения «Турпомощь» налоговых льгот, предусмотренных действующим отраслевым законом. Внесение же изменений в Налоговый кодекс РФ крайне проблематично.

По мнению РСТ, целесообразно использовать фонд персональной ответственности туроператоров не для оказания экстренной помощи туристам за границей – для чего есть компенсационный фонд, а для возмещения ущерба туристам, которые не смогли выехать по вине туроператора. Практика прошлого года показала, что основные потери от банкротства турфирмы несут именно те туристы, которые и туром не смогли воспользоваться, и страховое возмещение в полном объеме не получили. Тогда как ассоциация «Турпомощь» оказала в полном объеме экстренную помощь туристам за рубежом. Это связано и с тем, что требование законопроекта о выдаче в составе турпакета документа о бронировании гостиницы или иного средства размещения, а также электронного пассажирского билета, который подтверждает право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно, в соответствии с предварительным анализом сокращает риски по оказанию экстренной помощи туристам, находящимся за рубежом на 30-40%.

Очередное письмо с предложениями турбизнеса по поправкам в отраслевой закон на 79 листах Юрий Барзыкин направил председателю комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолию Аксакову месяц назад, 27 августа 2015 года.

АКТУАЛЬНО