РСТ выступает против обязательного СРО

26 июля с.г. в центральном офисе «Интерфакса» прошла пресс-конференция против введения обязательного саморегулирования в турагентском рынке. Вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин в своем выступлении отметил что по итогам прошедших 22 июня парламентских слушаний по законопроекту, ужесточающему ответственность участников туристического рынка, было подготовлено открытое письмо руководству Госдумы и Совета Федерации с соответствующим заявлением ассоциации «Союз туристических агентств» (СТА).

«По завершении слушаний, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков заявил, что рассматривается обязательное введение саморегулирования турагентской деятельности. Ассоциация «Союз туристических агентств» поддерживает и признает необходимость совершенствования туристского законодательства. Вместе с тем, предложенные депутатами поправки в части введения обязательного саморегулирования турагентской деятельности с нашим участием не рассматривались, и в принципе не решают задачи по  защите потребителей», — говорится в письме.

Авторы обращения утверждают, что идея обязательного саморегулирования в турагентском секторе противоречит законам о саморегулируемых организациях (СРО) и о защите прав потребителей.

Закон о саморегулируемых организациях может применяться к организациям, производящим услуги. Турагент ничего не производит, турпродукт создает туроператор. А агент его продает и является посредником. Соответственно, к нему этот закон применяться не может.

Еще одно противоречие в том, что основанием для выплаты возмещения из компенсационного фонда СРО может стать только неисполнение турагентом обязательств по договору о реализации туристского продукта. При этом согласно законопроекту, именно туроператор, а не турагент несет ответственность перед потребителем за неоказание или ненадлежащее оказание услуг по договору, заключенному агентом.

Саморегулирование также приведет к тому, что большая часть турагентов не сможет работать открыто и прозрачно из-за возросшей финансовой нагрузки, добавил генеральный директор "Сети магазинов горящих путевок" Сергей Агафонов.

"Мы посчитали, суммировали. Выходит сумма порядка 100 тыс. рублей дополнительной финансовой нагрузки на различного рода взносы: вступительный, в компенсационный фонд, на содержание аппарата и т.д. Для многих небольших агентств это существенная сумма. Они уйдут в тень. Непрозрачность рынка, в свою очередь, приведет к снижению налоговых отчислений в бюджет", — пояснил С.Агафонов. Кроме того, добавил он, непрозрачная ситуация на рынке, в свою очередь, спровоцирует увеличение числа мошенников.

В качестве альтернативы турагенты предлагают создать реестр на базе ассоциации "Турпомощь". Как пояснил директор объединения Александр Осауленко, у "Турпомощи" есть методики и инструменты, которые позволят сформировать максимально полный список игроков турагентского рынка.

Вице-президентом Российского союза туриндустрии Юрием Барзыкиным сегодня также было направлено обращение в адрес первого заместителя председателя Госдумы Александру Жукову.

В нем отмечается, что отсутствие комплексного подхода при подготовке законопроекта приведет к ухудшению уже действующих механизмов по правовой защите туристов. Так, в законопроекте вносятся изменения в название фонда ассоциации «Турпомощь» с «компенсационного» на «резервный», однако соответствующие изменения должны вносится и в Налоговый кодекс, по которому «Турпомощь» имеет соответствующие льготы по налогообложению.

Все предлагаемые в законопроекте затраты связанные с финансовым обеспечением ответственности по договору о реализации турпродукта и взносами в фонды ассоциации «Турпомощь», у туроператоров, применяющих упрощенную систему налогообложения, не учитываются в составе расходов при расчете налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Осуществление же упомянутых выше расходов из прибыли приведет к неминуемому банкротству большинства туроператоров – «упрощенцев» в  сфере выездного туризма. В Налоговый кодекс РФ, а не в законопроект, как это предлагается, должны быть внесены изменения предусматривающие отнесение затрат туроператора в сфере выездного туризма, на расходы в целях расчета единого налога. 

Законопроект требует более тщательной проработки и анализа последствий предлагаемых изменений и возможности практической реализации в существующих условиях делового оборота. В связи с принятием законопроекта необходимо будет принять и внести изменения в 9 Постановлений Правительства РФ и 12 ведомственных приказов, что свидетельствует о масштабах и необходимости комплексного решения проблем.

Полный текст обращения и примерный расчет показателей финансово-экономической деятельности туроператора прилагается.

Первому заместителю председателя

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

А.Д. ЖУКОВУ

 

Уважаемый Александр Дмитриевич!

Российский Союз туриндустрии (РСТ) обращается к Вам по поводу законопроекта № 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации" (далее – законопроект) который планируется принять во втором чтении в последние дни работы весенней сессии Госдумы.

В адрес РСТ поступили десятки отзывов и предложений на данный законопроект от региональных предпринимательских объединений и предприятий туристской индустрии. Состоялись расширенное заседание Правления и Регионального совета РСТ, совместное заседание Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности.

По результатам этих обсуждений не поддерживаются предложения, связанные с кардинальным увеличением финансовой нагрузки на турбизнес, тем более без дифференциации ее в зависимости от объемов реализации турпродукта и особенностей различных направлений туроператорской деятельности, а также целый ряд других новаций, не имеющих механизмов реализации и носящих явно декларативный характер.

В заключении Общественной палаты РФ также указывалось на необходимость доработки законопроекта, так как его принятие в представленной редакции может привести «к очередной волне банкротств мелких туроператоров, монополизации отрасли и очередному росту цен на турпутевки». Было рекомендовано профильному Комитету Государственной Думы провести парламентские слушания.

22.06.2015 парламентские слушания успешно проведены, но они касались лишь развития внутреннего и въездного туризма. Председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству А.Г. Аксаков по окончанию слушаний лишь упомянул, что планируется ввести обязательное саморегулирование турагентской деятельности.

РСТ и ТПП РФ не поддерживают изменения, касающиеся саморегулирования в сфере туризма, в той форме, в которой они представлены в законопроекте. Кроме того, вопросы внедрения СРО в туризме уже рассматривались Правительством РФ в 2011-2012 гг., и поддержки не нашли ввиду явно отрицательных последствий.

Введение обязательного саморегулирования для компаний, занимающихся внутренним туризмом, тем более не оправдано, так как их деятельность в корне отличается от работы агентств на выездном рынке. Используются различные формы договоров, значительно отличаются риски, объемы и механизмы реализации турпродукта и отдельных услуг. Введение обязательного саморегулирования для агентов, реализующих турпродукт на внутреннем рынке, вообще ранее не обсуждалось и не прорабатывалось, и может привести к снижению конкурентоспособности, а также  повышению стоимости турпродукта. Кроме того, многие агентства, реализующие турпродукт, как на внутреннем, так и на выездном рынке, по нормам законодательства могут входить только в одно СРО, а значит, разделить их по направлениям деятельности не представляется возможным.

Также значительно возрастет финансовая нагрузка на бизнес. Это не только взнос в компенсационный фонд для турагентов 30 тыс. рублей (который предстоит постоянно пополнять в случае выплат), плата за обязательный аудит – около 80 тыс.руб., но и административные расходы на содержание специализированных органов и аппарата СРО, который должен осуществлять контроль и принимать меры воздействия к членам СРО, а также обеспечивать организационную, правовую, материально-техническую деятельность организации.

Предусмотренный законопроектом штраф за осуществление турагентской деятельности организацией, не состоящей в реестре СРО в размере от 1 до 2 млн. рублей, явно не пропорционален их ответственности.

Отсутствие комплексного подхода при подготовке законопроекта приведет к ухудшению уже действующих механизмов по правовой защите туристов. Так, в законопроекте вносятся изменения в название фонда ассоциации «Турпомощь» с «компенсационного» на «резервный», однако соответствующие изменения должны вносится и в Налоговый кодекс, по которому «Турпомощь» имеет соответствующие льготы по налогообложению.

Все предлагаемые в законопроекте затраты связанные с финансовым обеспечением ответственности по договору о реализации турпродукта и взносами в фонды ассоциации «Турпомощь», у туроператоров, применяющих упрощенную систему налогообложения, не учитываются в составе расходов при расчете налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Осуществление же упомянутых выше расходов из прибыли приведет к неминуемому банкротству большинства туроператоров – «упрощенцев» в  сфере выездного туризма. В Налоговый кодекс РФ, а не в законопроект, как это предлагается, должны быть внесены изменения предусматривающие отнесение затрат туроператора в сфере выездного туризма, на расходы в целях расчета единого налога. 

Законопроект требует более тщательной проработки и анализа последствий предлагаемых изменений и возможности практической реализации в существующих условиях делового оборота. В связи с принятием законопроекта необходимо будет принять и внести изменения в 9 Постановлений Правительства РФ и 12 ведомственных приказов, что свидетельствует о масштабах и необходимости комплексного решения проблем.

РСТ предлагает еще раз вернуться к предложениям туристского сообщества, Правительства РФ и готовы в дальнейшем оказывать всяческое содействие в разработке изменений и дополнений к вышеуказанному закону.

Просим Вас дать поручение организовать рабочую группу и провести дополнительные парламентские слушания по данному законопроекту.

Приложение на 1 листе.

 

Примерный расчет показателей финансово-экономической деятельности туроператора

Исходные данные: Туроператор, Субъект малого предпринимательства, УСНО, Доходы, количество работников -5 человек, средняя заработная плата 30000,00 рублей

Микропредприятие - средняя численность работников до 15 человек, выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.

Микропредприятия могут воспользоваться предоставленным им правом ведения бухгалтерского учета по простой системе .

Количество отправленных туристов за 2014 год составила

10.000

чел

Средняя стоимость турпакета за 2014 год составила

            35 000,00  

руб

Общегодовая цена туристского продукта в сфере выездного туризма (оборот) составляет:

   350 000 000,00  

руб

Вознаграждение агентов/субагентов 11%

     38 500 000,00  

руб

Доход Туроператора за 2014 год

 

 

По отношению к Общегодовой  цене турпродукта составил 1%

       3 500 000,00  

руб

Расч. по оплате труда

 

 

ФЗП за год на 5 человек составляет:

       1 750 000,00  

руб

ПФР 20% от ФЗП(ОПС)

          350 000,00  

руб

Прочие расходы(аренда. Интернет, связь, канцелярия и др.)

          350 000,00  

руб

Налог на УСНО 6%

          210 000,00  

руб

Прибыль(на погашение убытков прошлых лет, производственное развитие организации и др.)

          840 000,00  

руб

Взносы на деятельность:

 

 

1.Резервный фонд "Турпомошь"

          100 000,00  

руб

2. На текущая деятельность "Турпомощь" 0,05% от общегодовой цены (берем по текущему значению )

             10 000,00  

руб

3.Ежегодный фонд Персональной ответственности 500 рублей с человека

       5 000 000,00  

руб

4.Финансовое обеспечение(трех процентов (на 2015 год), а с 2016 года - пяти процентов общей годовой цены туристского продукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчетному, но не менее 50 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма), при Банковской Гарантии или депозите

     50 000 000,00  

руб

При страховании ответственности  через СК(страховая премия)

800 000,00

руб

Итого: выплаты за ведение деятельности  при Банковской гарантии:

55 110 000,00

руб

Итого: выплаты за ведения деятельности при Страховании отв-ти

5 910 000,00

руб

Выплаты составляют  от  общегодовой цены турпродукта, т.е. стоимости Турпакетов: Турпакет подорожает от 14- 16%

14-16%

 

(Таких денежных средств у Туроператора нет, она превышает сумму полученного Дохода в 56 раз при Банковской гарантии и 8 раз при СК

 

 

Для обеспечения выплат, необходимо взять Банковский кредит под ставку для туризма с учетом, что сумма превышает доход Туроператора в 56 раз под 18% годовых

18%

 

Сумма выплат и обслуживание кредита на  обеспечение  выплат составит:  16%+18% . Удорожание турпакета составит

32-34%

 

При средней стоимости турпакета в 30000,00 рублей  увеличении стоимости составит:

8-10,2 тыс.руб

 

При введении предлагаемых изменений по финансовому обеспечению ответственности туроператора расходы на их оплату превысят доходы, как минимум в 8 раз. Удорожание турпакета составит от 14 до 34 %. Деятельность при вышеуказанных показателях экономически не выгодна и практически невыполнима.

 

АКТУАЛЬНО