Правление и Региональный совет РСТ обсудили поправки в законопроект

Правление и Региональный совет РСТ обсудили поправки в законопроект

На заседании Правления и Регионального совета РСТ, которое прошло 14 марта 2015 года в рамках выставки «Интурмаркет», обсуждались проблемы законодательного регулирования в туризме. Напомним, 26 февраля Госдума утвердила в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность туроператоров. Все необходимые поправки ко второму чтению этого документа депутаты должны внести в течение 30 ближайших дней, то есть до 25 марта. Очередное рассмотрение может состояться в конце марта или начале апреля.

На совещании в рамках «Интурмаркета» было еще раз четко сказано: РСТ не поддерживает законопроект в его нынешнем виде и будет настаивать на изменении или отмене его самых разрушительных для турбизнеса положений. Сразу после первого чтения руководство союза направило в комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству свои предложения по доработке законопроекта. Одновременно в РСТ поступило немало комментариев и предложений от регионального турбизнеса, отраслевых организаций. Все они будут учитываются при подготовке пакета предложений ко второму чтению законопроекта. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин отметил также, что турбизнесу сейчас очень важно заручиться поддержкой региональных органов управления, получить их оценку возможных негативных последствия закона для туризма и сферы гостеприимства, чтобы представить ее в Госдуму.

По словам президента РСТ Сергея Шпилько, ситуация действительно очень сложная и опасная. «Закон концептуально неперспективен. Желая «наказать» турбизнес, Госдума готова принять закон, который и рынок разрушит, и потребителей не защитит. Чтобы отстаивать интересы бизнеса, нам нужны конструктивные предложения от туроператоров и отраслевых организаций. Пока в них больше эмоций, чем конкретики», – заметил глава РСТ.

РСТ выступает, прежде всего, против чрезмерного увеличения финансовой нагрузки на турбизнес, тем более, что она предлагается без дифференциации, вне зависимости от объемов реализации турпродукта или особенностей туроператорской деятельности. Не готов рынок принять и норму о переходе турагентств к работе от имени туроператора. Есть ряд других положений законопроекта, практически не имеющих механизмов реализации и поэтому крайне нежелательных для бизнеса.

Тем не менее, в законопроекте есть и здравые мысли, которые можно внедрить в жизнь. Как полагают в РСТ, после доработки ко второму чтению могут быть приняты следующие положения:

- запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в Едином федеральном реестре туроператоров;

- усиление ответственности туроператора за нарушение установленного законодательством порядка определения размера финансового обеспечения при осуществлении туристской деятельности;

- требование выдачи в составе турпакета документа о бронировании гостиницы или иного средства размещения, а также электронного пассажирского билета. Он подтверждает право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно, либо по иному маршруту, согласованному в договоре о реализации турпродукта. Это сократит риски по оказанию экстренной помощи туристам, находящимся за рубежом на 30-40%;

- внедрение фондов персональной ответственности туроператоров как гарантии исполнения обязательств по договору о реализации турпродукта. Возможно поэтапное увеличение объема средств, аккумулируемых в фонде персональной ответственности на возвратной основе (в случае ухода туроператора с рынка без нарушения своих обязательств по реализованным турам производится возврат средств) с соответствующим снижением размера финансового обеспечения в форме страхования ответственности по договору о реализации турпродукта или банковской гарантии, или полного исключения требования предоставления финансового обеспечения страхования или банковской гарантии;

- определение оснований и порядка выплаты страхового возмещения, уплаты по банковской гарантии или из фонда персональной ответственности в случае банкротства, прекращения или приостановления деятельности туроператора;

- определение специальных условий доступа страховых компаний на рынок страхования ответственности туроператоров. Это исключит риск неисполнения обязательств по страховым выплатам или фиктивное страхование;

- исключение возможности регрессного иска по выплатам из средств резервного (компенсационного) фонда к страховой компании, застраховавшей ответственность туроператора по договору о реализации турпродукта;

- включение в закон нормы, согласно которой туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, «в пределах своих обязанностей и полномочий».

В дальнейшем, после введения в практику электронной путевки как неотъемлемой части договора о реализации турпродукта, РСТ считает возможным создание в сфере выездного туризма расчетно-клирингового центра для взаиморасчетов между туроператорами и агентствами. Здесь можно провести аналогию с тем, как обязательства агентов по договорам о реализации авиабилетов гарантируются системами взаиморасчетов Транспортной клиринговой палатой (ТКП) и International Air Transport Association (IATA) на базе электронной формы авиабилета (BSP).

РСТ предлагает также рассмотреть возможность создания единого государственного компенсационного фонда. Его средства будут использоваться для эвакуации туристов в Россию в случае банкротства туроператоров или авиакомпаний. На регулярных рейсах будет платить авиакомпания, в случае чартерных перевозок средства перечисляет туроператор.

Светлана Ставцева, RATA-news

АКТУАЛЬНО