РСТ способствует решению проблемы. Перевозить пассажиров «Трансаэро» будут до 15 декабря, туристов «Библио-Глобуса» – пока до 9 октября включительно

Пассажиров «Трансаэро» на внутренних и международных направлениях будут перевозить до 15 декабря 2015 года рейсами «Трансаэро», компаний группы «Аэрофлот» а также других российских авиаперевозчиков. Как ожидается, к этому дню будет обеспечена перевозка 95% пассажиров «Трансаэро». При этом тех, у кого на руках билеты до 5 октября включительно, перевезет «Трансаэро», затем на ряде маршрутов возможны замены перевозчика. Сейчас, как сказано в официальном сообщении «Аэрофлота», формируется суточный план по рейсам на 6-7 октября. Информация с планом полётов «плюс два дня» будет ежедневно обновляться на сайтах и в официальных аккаунтах в соцсетях «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Пассажирам с билетами на даты после 15 декабря предлагается оформить возврат денег за них в полном объеме по месту приобретения авиабилетов. По данным на 1 октября, на регулярные рейсы «Трансаэро» было продано порядка 620 тыс. билетов, большинство из них – на октябрьские рейсы. Общая стоимость этих билетов, по экспертным оценкам, 9-10 млрд. рублей.

В воскресенье 4 октября «Аэрофлот» распространил также официальное сообщение о том, что все клиенты компании «Библио Глобус» с билетами «Трансаэро» до 9 октября будут перевезены в соответствии с расписанием. Информацию подтвердил управляющий директор «Библио-Глобуса» Александр Туголуков. По его словам, «Аэрофлот» после совещания с туроператором и финансовой сверки продлил ему возможность выписывать билеты туристам до 9 октября. Встречи руководства обеих компаний продолжатся в ежедневном режиме.

По данным «Турпомощи», четыре основных туроператора-заказчика «Трансаэро» продали до середины октября более 108 тыс. мест на ее рейсах. Больше всего – «Библио Глобус», порядка 100 тысяч. В основном, глубина не превышает 15 октября, за исключением «Библио Глобуса», который сообщил, что продажи есть даже на новогодние каникулы. В своем обращении в Минтранс и Ростуризм Александр Туголуков указывает, что билеты были приобретены для 200 тыс. его клиентов на общую сумму 4,5 млрд. рублей. Однако, как сказал он вчера агентству ТАСС, владельцы «Трансаэро» не передали «Аэрофлоту» документооборот, связанный с контрактами по предоплаченным билетам. К тому же, ранее билеты клиентам «Библио Глобуса» на рейсы «Трансаэро» выписывались автоматически роботизированной системой, а теперь их приходится ежедневно утверждать в ручном режиме.

«Воскресным» договоренностям с «Аэрофлотом» предшествовала довольно серьезная нервотрепка. После того, как «Аэрофлот» сообщил о плане вывоза туристов, компании «Библио-Глобус» с 4 октября был закрыт доступ к выписке билетов на последующие даты по заранее заключенным и оплаченным договорам с «Трансаэро». В СМИ появилась информация о том, что уже с понедельника 5 октября авиакомпания может отказаться выдавать предоплаченные билеты туристам «Библио Глобуса». Однако вскоре «Аэрофлот» опроверг информацию о прекращении выписки билетов для клиентов туроператора. Сначала было сказано, что будут перевезены все пассажиры с билетами «Трансаэро» на вылеты по 5 октября включительно, потом сроки продлили до 9 октября.

По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, договоренности по вопросу перевозки туристов вообще и компании «Библио Глобус», в частности, достигнуты, благодаря четкой позиции турбизнеса. «Мы находимся в постоянном контакте с авиационными властями. Убеждаем их, что ответственность турбизнеса не может распространяться на работу авиакомпаний, тем более, если все рейсы оплачены. В нынешней ситуации ни туристы, ни турбизнес не должны пострадать из-за долгов авиаперевозчика. Это принципиальная позиция РСТ», – пояснил он RATA-news. Ростуризм также официально заявил, что задолженностей перед авиакомпанией «Трансаэро» у российских туроператоров нет, условия договоров выполнены в полном объеме. По словам главы ведомства Олега Сафонова, сейчас ситуация на туристическом рынке кардинально отличается от прошлогодней, когда тысячи россиян пострадали из-за финансовой несостоятельности турфирм. Поэтому выполнение всех полетных программ «Трансаэро», оплаченных туроператорами, которые фактически стали кредиторами авиакомпании, Ростуризм считает абсолютно необходимым.

Напомним, в начале сентября правительство РФ приняло решение передать «Аэрофлоту» оказавшуюся на грани банкротства «Трансаэро». Предполагалось, что национальный авиаперевозчик приобретет 75%+1 акцию своего конкурента за рубль. Компания была передана в управление «Аэрофлота». За сентябрь «Трансаэро» перевезла 700 тыс. человек, на это было потрачено 5 млрд. рублей. Сделка должна была завершиться 1 октября, но сорвалась, так как акционеры «Трансаэро» не смогли вовремя консолидировать пакет акций. Вечером 1 октября «Аэрофлот» отказался от оферты, по итогам заседания правительства было принято решение о банкротстве «Трансаэро». В тот же день перевозчик остановил продажу билетов.

«Аэрофлот» заявил, что берет на себя все текущие платежи «Трансаэро», связанные с осуществлением полетов. Тем не менее, решение о банкротстве и предшествовавшие этому слухи резко накалили ситуацию на рынке. Так, уже 1 октября в аэропорту Антальи из-за долгов задержано обслуживание четырех самолетов «Трансаэро», аналогичная проблема возникла в аэропортах Лиссабона, Ларнаки и Одессы. Задержаны 4 октября вылеты самолетов «Трансаэро» из Краснодара и Сочи. Благодаря активному вмешательству Минтранса и «Аэрофлота», проблемы были решены. Но туристам пришлось понервничать. По оценке «Аэрофлота», до 15 декабря предстоит перевезти еще около 600 тыс. человек.

Решено, что «Трансаэро» будет перевозить пассажиров по России до 15 октября, а за рубеж – только до 5 октября. Туроператоры были вынуждены принять соответствующие меры. Так, «Натали Турс» проинформировала своих клиентов о том, что туры на основе перевозки «Трансаэро» с вылетами с 5 октября и далее, приобретенные в «Натали Турс», будут либо переформированы под вылеты другими авиакомпаниями, либо аннулированы с полной компенсацией их стоимости клиентам. «Сейчас на отдыхе находятся 1300 клиентов «Натали Турс», которые должны были вернуться домой рейсами «Трансаэро». Проблем у них не будет. Соответствующая работа для этого проведена, и мы гарантируем, что наши обязательства перед туристами будут выполнены в полном объеме», – сказал президент компании Владимир Воробьев. Еще около 1000 клиентов забронировали у оператора туры на базе «Трансаэро» с датами вылетов, начиная с 5 октября. С этими клиентами компания будет работать индивидуально – либо заменять перевозчика в пакете, либо компенсировать стоимость путевки в тех случаях, когда такая замена невозможна. «Интурист» также решил не ждать милостей от природы и заменил вылет своих клиентов из Турции 14, 16 и 18 октября на «Трансаэро» рейсами на Yamal Airlines.

Пассажиры с билетами на вылеты после 15 декабря, как сказано в официальных сообщениях, смогут оформить возврат денежных средств за них в полном объеме по месту приобретения авиабилетов. Подробная информация о правилах возврата есть на сайтах и «Аэрофлота», и «Трансаэро». Однако насколько простым окажется возврат денег за отмененную перевозку, покажет время. Транспортно-клиринговая компания, например, распространила среди аккредитованных агентств заявление, в котором вводится особый порядок возврата денежных средств по неиспользованным авиабилетам, оформленным на бланках ТКП. Согласно ему, при обращении пассажира в пункт продажи аккредитованного агентства надо, прежде всего, сформировать списки пассажиров, направить их в ТКП и уже после обработки списков ТКП сообщит аккредитованному агентству о возможности возврата денежных средств по ранее оформленной перевозке. Если пассажир не согласен с таким порядком, ему рекомендуется обратиться за возвратом непосредственно в «Трансаэро».

Светлана Ставцева, RATA-news

АКТУАЛЬНО