Обязанность вступления в реестр турагентств предполагается установить подзаконным актом до начала следующего года

Заявление о создании реестра турагентств, которое прозвучало на первом всероссийском турагентском конгрессе, вызвало у участников рынка множество вопросов. Эксперты обратились к тексту федерального закона, который был принят в начале марта с.г. и вступает в силу 1 января 2017 года, и не обнаружили там положения, которое бы прямо предписывало создание агентского перечня. Нет там и упоминания о том, что вести реестр должна ассоциация туроператоров по выездному туризму «Турпомощь». 

Масла в огонь подлило высказывание главы ассоциации Александра Осауленко о том, что турфирмы, которые до 1 января 2017 года не вступят в реестр, не смогут осуществлять деятельность по реализации турпродукта. Руководитель Ростуризма Олег Сафонов подтвердил: с 1 января 2017 года участие реестре турагентств становится обязательным. 

Пока одни агентства оспаривают законность создания реестра, другие в него вступают. На сегодня, как было объявлено на конгрессе, в перечне уже 1,5 тыс. компаний. 

Чтобы разобраться в этой противоречивой ситуации, мы обратились к вице-президенту РСТ Юрию Барзыкину, одному из непосредственных участников подготовки отраслевого закона. По его словам, прямой ссылки в законе действительно нет, потому что положение о реестре турагентств не вошло в число поправок: «Закон готовился раньше, чем положение о реестре. На подготовку каждого такого положения уходит много времени, так что это только усложнило бы согласование в правительстве и затянуло сроки рассмотрения документа», – пояснил он RATA-news. Предполагалось, что идея создания реестра будет реализована в оставшееся до вступления закона время. 

Процесс «подтягивания» устаревшей нормативной базы к обновленному закону уже идет. В конце марта, например, комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, освобождающий средства резервного фонда и фонда персональной ответственности туроператоров от налога на прибыль организаций. В таком «сыром» формате вынуждены существовать сейчас и некоторые другие законопроекты, например, о классификации гостиниц, аттестации гидов. Дополнительно к утвержденному закону предстоит принять еще как минимум полтора десятка подзаконных актов, в том числе и по агентскому реестру – подробно прописать механизм его создания и ведения, требования к документам, процедуру исключения из реестра. В идеале все подзаконные акты должны вступить в действие одновременно с обновленным отраслевым законом. 

По словам Юрия Барзыкина, говорить о незаконности действий по формированию реестра так же безосновательно, как и о подготовке других сопутствующих законопроектов. Сейчас основанием для создания реестра является поручение президента РФ, а также следующее положение закона: «Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, предоставляют в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведения о турагентах, с которыми у них заключены договоры, в порядке, утверждённом общим собранием членов данного объединения туроператоров». Ключевая фраза здесь – порядок предоставления сведений об агентствах определяется собранием выездных туроператоров, то есть «Турпомощью». Президент РФ также сказал на Госсовете, что «заниматься реестром могла бы одна из общественных организаций, объединяющих туроператоров». 

Однако, как пояснил г-н Барзыкин, стало очевидно, что агентские списки от разных туроператоров будут неизбежно повторяться, так как большинство агентств работает с одними и теми же операторами. Поэтому было решено, что сведения о себе предоставят сами агентства, войдя в реестр и получив реестровый номер, который дает им право заключать договоры с туроператорами. Операторы, в свою очередь, не смогут заключать договоры с теми агентами, которых нет в реестре. «Таким образом, мы получаем контроль на входе турфирмы на рынок, а не на выходе. В реестре будет видна вся деловая история агентства, его активность на рынке. Конечно, это не гарантия добросовестности игроков, но мы сможем хотя бы сделать первый шаг к систематизации агентского рынка, попытаться определить его реальный масштаб», – заметил Юрий Барзыкин. 

Пока участие в реестре добровольное. Никаких штрафов для невступивших к 1 января 2017 года не вводится. Но если у агентства нет реестрового номера, туроператор не сможет заключать с ним договоры. Со временем вхождение в агентский реестр станет обязательным. Он будет размещен на сайте Ростуризма, как и реестр туроператоров. На порталах региональных органов управления туризма в появятся местные реестры. Они должны стать активными: кликнув на название агентства, потребитель или туроператор увидит информацию о том, с кем у него договоры, имеет ли оно право предлагать продукт конкретного оператора и т.д. 

Как полагает Юрий Барзыкин, в реестр, в конечном итоге, войдет 8-10 тыс. агентств. Какая-то часть компаний определенно отсеется. Напомним, по оценке генерального директора «Сети магазинов горящих путевок» Сергея Агафонова, на розничном рынке сейчас работает примерно 12 тыс. компаний. Из них более 3 тыс. – участники туроператорских сетей, еще примерно столько же входят в агентские сети и более 5 тыс. – независимые агентства. 

Главное, что смущает турагентства в вопросе создания реестра – его неспособность отсечь недобросовестных игроков и просто мошенников. А именно эта «очистка рынка» декларируется Ростуризмом. Еще острее этот вопрос встанет, когда вступление в реестр окажется для агентств обязательным, поскольку никаких критериев отбора не существует. Кроме того, необходимо выработать прозрачный механизм расходования средств, полученных за счет вступительных взносов. 

Светлана Ставцева, RATA-news

АКТУАЛЬНО