Наблюдательный совет «Турпомощи» обсудил ситуацию на рынке в связи с «Трансаэро»

На прошедшем 20 октября с.г. заседании наблюдательного совета «Турпомощи» обсуждалось сразу несколько актуальных вопросов отрасли – от ситуации на рынке в связи с уходом авиакомпании «Трансаэро» до безопасности туристов на отдыхе. «Вопросов действительно было много, они были разосланы участникам заранее, так что все могли ознакомиться. Получилась содержательная деловая встреча», – рассказала RATA-news гендиректор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Однако наиболее существенным, по ее словам, стало обсуждение правового аспекта нынешней ситуации. «Жизнь показала, что, вопреки утвердившемуся в нашем обществе мнению, виновником коллапса в туризме вполне может быть не только оператор. А значит необходимо и в правовом отношении разделить ответственность участников рынка», – заметила она.

Глава Ростуризма Олег Сафонов также видит главное отличие сегодняшних событий на рынке от прошлогоднего коллапса в том, что сбой произошел не в туроператорском сообществе, а в авиационном. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин предложил внести в отраслевой закон поправки, которые бы предупреждали возникновение таких ситуаций. «Согласно статье 9 фактически за все сейчас отвечает туроператор. А теперь уже понятно, что критическую ситуацию на рынке может спровоцировать и перевозчик, и гостиницы. Туроператор лишь формирует продукт», – сказал он RATA-news.

Наблюдательный совет поручил Правовому комитету «Турпомощи», который возглавляет Юрий Барзыкин, подготовить поправку в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Вот ее примерный текст:

«Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если настоящим законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Туроператор освобождается от ответственности перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в части обязательств по перевозке), если такое неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта произошло вследствие прекращения операционной деятельности перевозчика, приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта, приостановления действия или аннулирования лицензии у авиационного перевозчика (в случае, если туроператор полностью оплатил авиационному перевозчику оказание услуг по перевозке).

Возврат туристам денежных сумм, уплаченных за перевозку в связи с прекращением операционной деятельности перевозчика, приостановлением действия или аннулирования сертификата эксплуатанта, приостановления или аннулирования действия лицензии, осуществляется перевозчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации».

По словам Юрия Барзыкина, скорректировать статью об ответственности оператора важно не только в свете нынешних проблем на выездном рынке. Туроператоры по внутреннему туризму сейчас также активнее переходят к формированию пакетов, все чаще задействуют чартерные перевозки.

Пик напряженности в связи с уходом «Трансаэро» с рынка миновал, полагает директор «Турпомощи» Александр Осауленко. Организация, по его мнению, справилась со своей ролью по минимизации последствий ситуации. «Как и год назад, в случае банкротств туроператоров, мы обзванивали агентства, предлагали им представить данные по туристам и рейсам нам, убеждая, что для этого необязательно дозваниваться до оператора. И потом мы уже напрямую связывались с Росавиацией, которая координировала перевозку пассажиров “Трансаэро”», – пояснил он. По словам директора «Турпомощи», все операторы-партнеры этой авиакомпании сейчас завершают сезон и думают о зиме. «Порадовало, что многие из них готовы выставить в ближайшее время предложения не только по зиме, но и на весну-лето», – заметил г-н Осауленко.

Глава транспортного комитета «Турпомощи» Дмитрий Горин также полагает, что основная напряженность на рынке снята. Тем не менее, по его словам, остается много вопросов, в частности, проблема возврата депозита «Библио Глобуса», выплаченного авиакомпании «Трансаэро». Управляющий директор «Библио Глобуса» Александр Туголуков подтвердил, что ведет переговоры с «Аэрофлотом» о рейсах из Москвы в Таиланд и из регионов – в Египет. Одновременно агентствам возвращаются деньги за аннулированные туры и билеты – на эти цели выделено 300 млн. рублей.

Накануне, 19 октября, прошло заседание рабочей группы по взаимодействию с турагентами «Турпомощи». Его участники одобрили действия «Библио Глобуса», направленные на стабилизацию рынка и преодоление последствий банкротства «Трансаэро», и выразили признательность Ростуризму и авиавластям за оперативную и весомую помощь в решении проблем с перевозкой. По общему мнению, без их участия из недавнего кризиса не удалось бы выйти без серьезных потерь.

Светлана Ставцева, RATA-news

 

АКТУАЛЬНО