«Аэрофлот», «Трансаэро» и «Библио Глобус» договорились о перевозке туристов до 15 декабря

12 октября Росавиация должна сообщить результаты проверки «Трансаэро». Ведомство может предъявить перевозчику претензии по двум основным статьям – безопасности полетов и финансовому состоянию. Если первый пункт под вопросом, так как «Трансаэро» – одна из немногих авиакомпаний, не имевших за все время работы ни одной серьезной аварии, то для второго аргументов более чем достаточно. Росавиация имеет право ограничить права на полеты или аннулировать сертификат эксплуатанта. Так что не исключен вариант, что «Трансаэро» на этой неделе лишат права летать. Кроме Росавиации, есть и другие желающие «приземлить» авиакомпанию – в любой момент ее могут объявить банкротом банки-кредиторы, а зарубежные аэропорты наложить санкции за долги.

Ситуация остается сложной и довольно непредсказуемой, тем не менее, как сказал RATA-news руководитель транспортной комиссии «Турпомощи» Дмитрий Горин, главное отличие нынешней ситуации от тех, что мы переживали прежде, не только в масштабах проблемы, но и в большей готовности всех заинтересованных сторон договариваться. «Раньше сценарий был один – авиакомпания банкротится и исчезает с деньгами. Сейчас ситуация развивается совсем в другом ключе, и санация перевозчика идет параллельно с вывозом пассажиров. С начала сентября «Аэрофлот» перевез порядка 1,6 млн. пассажиров «Трансаэро». Не все проходит гладко, но подавляющая часть людей была перевезена и не потеряла свои деньги», – пояснил он. В частности, если раньше один из главных кредиторов «Трансаэро» банк ВТБ говорил о намерении как можно быстрее «закрыть вопрос» с этой авиакомпанией, то в последнее время – все чаще о гибкой политике и необходимости выполнения обязательств перевозчика перед пассажирами.

Доказательством «нового» сценария стали недавние договоренности между «Аэрофлотом», «Трансаэро» и «Библио Глобусом» – оператору предоставят три дальнемагистральных самолета Боинг 777 из парка «Оренбургских авиалиний» (группа «Аэрофлот») для перевозки туристов на два месяца – с 15 октября по 15 декабря. Прежде всего, речь идет о реализации турпродукта Москва – Хургада, Москва – Шарм-эль-Шейх, Москва – Пунта-Кана с обратным вылетом до 15 декабря. Причем, это будет уже перевозка «Аэрофлота», которую она из собственных средств делает за «Трансаэро». Как сказано на сайте оператора, выписка авиабилетов будет производиться сразу же после полной оплаты заявки заказчиком туристического продукта. Решены также вопросы с перевозкой в Бангкок, Гоа, на Пхукет. Все выходные «Библио Глобус» занимался перестройкой полетной программы. Более подробная информация о рейсах на курорты должна появиться на сайте туроператора сегодня.

Напомним, накануне 8 октября «Библио Глобус» неожиданно заявил о невозможности исполнить свои обязательства по турам либо вернуть за них деньги. Он пошел на такой шаг после того, как «Трансаэро» сообщила о том, что перевозка на ее обратных рейсах будет выполняться только до 24 октября, а авиабилеты на всех обратных рейсах авиакомпании с 25 октября необходимо аннулировать. Заявление оператора вызвало шок на рынке, и на другой день руководство Союза туристических агентств, Альянса туристических агентств и всех крупнейших сетей турагентств страны, объединяющих более 4,5 тыс. агентств, обратились с письмом к главе правительства Дмитрию Медведева как главному гаранту исполнения обязательств авиакомпании перед пассажирами. По их словам, на «Библио Глобус» – крупнейшего заказчика «Трансаэро», сейчас пытаются переложить финансовую ответственность перед ее пассажирами, приобретавшими перевозку в составе турпакетов. Это порядка 150 тысяч туристов. Учитывая, что «Библио Глобус» уже перевел в авиакомпанию авансовые платежи за их перелеты, он не имеет финансовых средств для повторного приобретения билетов тем же пассажирам по розничным ценам «Аэрофлота» и других авиакомпаний. Средств для возврата денег туристам и партнерам-агентам за несостоявшиеся полеты «Трансаэро» после 24 октября туроператор не имеет, поскольку речь идет о сумме в два миллиарда рублей, уже переведенной в авиакомпанию.

Турагентства постарались донести до руководства мысль о тяжелейших последствиях нынешней ситуации: «Туристы захотят предъявить свои претензии турагентствам, которым они оплачивали туры – это порядка 10 тыс. партнеров оператора. Почти все они – субъекты малого бизнеса, небольшие семейные компании, индивидуальные предприниматели из разных регионов России. Абсолютному большинству также грозит разорение».

По словам Дмитрия Горина, переговорный процесс, который «Библио Глобус» ведет с обеими авиакомпаниями, будет продолжаться, впереди еще как минимум два месяца напряженной работы. «Хорошо, что пики туристических перевозок в сентябре и октябре пройдены, загрузка рейсов падает, поэтому на первый план выходят передача рейсов другим перевозчикам и возврат денег за билеты. Проблема теряет остроту. С другой стороны, возникают новые сложности. Например, «Библио Глобусу» разрешили оформлять билеты на рейсы до 15 декабря, но положение «Трансаэро» об отказе от обратных рейсов после 24 октября никто не отменял, – сказал эксперт. – Непонятно также, насколько адекватной окажется замена Боинга 747, на котором оператор летал в Пунта Кану, на менее вместительный Боинг 777. Неясна ситуация по Кипру, где у оператора также очень большие объемы. Сложна и новая схема работы, ведь с 15 октября «Библио» будет взаимодействовать одновременно и с «Аэрофлотом», и с «Трансаэро».

В этих условиях штаб по организации и оптимизации рейсов, созданный в Росавиации с участием перевозчиков и турбизнеса в лице Ростуризма, РСТ, «Турпомощи» и других, чрезвычайно заинтересован в обратной связи с рынком. «Штаб заседает каждый день, все вопросы решаются в оперативном режиме. Если есть какие-то проблемы у турагентств по перевозке «Трансаэро», мы готовы их донести до Росавиации. Одновременно «Аэрофлот» предложил туроператорам рассмотреть возможность заключения договорных отношений на зимний сезон на базе рейсов создаваемой им объединенной авиакомпании из «России», «Донавиа» и «Оренбургских авиалиний». Важно, чтобы рынок сейчас максимально плавно пересел на новых перевозчиков», – заключил Дмитрий Горин. 

Светлана Ставцева, RATA-news

АКТУАЛЬНО