Очень не вовремя: законопроект об электронной путевке рекомендован к принятию в первом чтении

Вчера комитет Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект о внесении изменений в отраслевой закон в части единой информационной системы электронных путевок. Такое решение принято по итогам заседания с участием замглавы Минэкономразвития Сергея Галкина и руководства АО «Национальные туристические технологии», выступающего оператором системы.
Проектом федерального закона предлагается:
- обязать туроператоров и турагентов формировать электронную путевку и размещать сведения о ней в системе;
 – утвердить взимание платы оператором системы с туроператора за размещение электронной путевки в системе, размер и порядок взимания которой, устанавливаются правительством РФ;
- предусмотреть наступление административной ответственности за реализацию турпродукта без формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе.
Напомним, ранее на рассмотрение был внесен законопроект о штрафах до 1 млн рублей за нарушение туроператором или турагентом порядка и сроков формирования и размещения электронной путевки в единой системе.
Система «Электронная путевка» (ЭП) в тестовом режиме существует с конца 2015 года. Штатно она должна была заработать с 1 января 2018 года и. по замыслу Ростуризма, стать новым механизмом контроля за отраслью. Предполагается, что ЭП будет аккумулировать данные о бронированиях и оплате путевок примерно 70% путешествующих россиян. С 1 декабря 2017 года приказом Ростуризма система была введена в постоянную эксплуатацию, в тестовой версии в ней зарегистрировалось более 100 компаний.
Законопроект, рассмотреть который в первом чтении предложил вчера профильный комитет Госдумы, был внесен 8 ноября и включен в примерную программу рассмотрения на середину декабря 2019 года. В случае принятии он должен был вступить в силу уже 1 января 2020 года, а стать обязательным для турбизнеса – с 1 апреля 2020 года.
Напомним, в соответствующих предложениях Минэкономразвития речь шла о других сроках. Предполагалось, что туроператоры по выезду обязаны будут перейти на электронную путевку в 2021 году, а по внутреннему туризму – с 2022 года.
У турбизнеса к системе много вопросов, так как она не учитывает комплексность услуг в составе турпродукта, а также возможность этапной оплаты тура, раннего бронирования и других моментов. Действующих моделей системы на туристическом рынке до сих пор никто так и не представил, и как вообще она в таком случае может быть реализована в указанные сроки, непонятно. РСТ решительно указал на преждевременность введения в действие электронной путевки с 1 апреля 2020 года.
Профильный комитет Госдумы согласился с такой позицией турбизнеса. 21 ноября 2019 года в Госдуме прошел круглый стол с участием замминистра экономического развития Сергея Галкина, главы комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаила Дегтярева, его заместителя Сергея Кривоносова, начальника правового управления Ростуризма Изо Арахамии, вице-президента РСТ Ольги Санаевой. Были приглашены и представители «Национальных туристических технологий» – но не пришли.
По итогам встречи было заявлено, что подкомитет по туризму Госдумы не поддерживает в нынешнем виде законопроект об обязательности использования туроператорами единой информационной системы электронных путевок. Преждевременно устанавливать сроки вступления в силу законопроекта без предварительного тестирования системы участниками рынка. Также нецелесообразно принимать закон, который вводит штрафные санкции, не зная, в каком состоянии система находится сейчас.
Остается только догадываться, что заставило профильный комитет Госдумы принять вчера другое решение, несмотря на его собственные выводы на им же проведенном круглом столе. Тем более что вопросов к системе остается много. Не говоря уже о тех, которые перечислены в обращении отраслевых общественных объединений председателю Госдумы Вячеславу Володину, 10 декабря прошлого года.
Как сказал в недавнем интервью «Интерфаксу» генеральный директор АО «Национальные туристические технологии» Семен Леви, сейчас его компания готовится возобновить эксплуатацию системы. Как ожидается, работы будут завершены в апреле-мае этого года.
Подключение к системе бесплатно. Но туроператору необходимо приобрести (в случае отсутствия) сертификаты квалифицированной электронно-цифровой подписи, а также программное обеспечение для установления защищенного канала соединения с системой. Ориентировочная стоимость в типовой конфигурации составит от 15 до 40 тыс. рублей на организацию.
Размер платы и порядок внесения будут установлены правительством РФ. «Ее размер будет рассчитан нами совместно с Минэкономразвития, исходя из обоснованных расходов на ее эксплуатацию и модернизацию, – сказал глава «НТТ». – Мнение отдельных «экспертов» о «непосильной нагрузке на бизнес» представляется надуманным, так как эта сумма будет крайне незначительна в сравнении со средней ценой турпродукта».
По словам г-на Леви, до принятия соответствующего постановления правительства его проект будет вынесен на обсуждение профессионального сообщества.
«Ну да – как обсуждался, а на самом деле продавливался сам закон, – заметил RATA-news почетный президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. – Чем больше «НТТ» потратит на электронную путевку, тем больше должен будет заплатить турбизнес, а в конечном счете – потребитель. Как вы думаете, это задачка на максимизацию или минимизацию расходов?».
Общая оценка бизнесом подобных инициатив законодателей дана во вчерашнем обращении предпринимательских объединений. «Мы считаем кощунственным в сложившейся ситуации рассматривать любые нормотворческие инициативы, связанные с увеличением административной и финансовой нагрузки на бизнес», – сказано в документе, подписанном десятью профессиональными объединениями.

 

Источник: RATA-news