В Сочи прошел II Всероссийский конгресс турагентств

С 9 по 12 апреля с.г. в Сочи, на курорте «Роза Хутрор» прошел II Всероссийский конгресс турагентств. Организаторами конгресса выступили Федеральное агентство по туризму, Российский союз туриндустрии (РСТ), Ассоциация «Турпомощь», ТО «Роза ветров» и курорт «Роза Хутор»,  он прошел при поддержке Администрации Краснодарского края и г. Сочи при участии Союза Туристических Агентств (СТА).

10 апреля стал самым насыщенным днем в деловой программе II Всероссийского конгресса турагентств. Модератором пленарного заседания стал  вице-президент РСТ, руководитель профильного комитета ТПП РФ Юрий Барзыкин. Пообщаться с турагентами приехали крупные региональные и федеральные чиновники. Кроме того, один за другим состоялись сразу несколько круглых столов, посвященных актуальным для розницы темам. В итоге весь день, с утра и до самого вечера участники провели в конференц-зале, прерываясь только на короткие кофе-паузы.

По оценкам организаторов собралось не менее 350 человек, представляющих более 70 городов России. Это отметил в своем приветственном слове глава Ростуризма Олег Сафонов. Турагентов он назвал «лицом отрасли» и важным элементом в цепочке формирования турпродукта. «Значение турагентского сегмента трудно переоценить. Именно вы взаимодействуете с потребителями, именно от вашего профессионализма зависит выбор россиян в пользу полезных и безопасных направлений», – сказал руководитель ведомства.

О важной роли агентств неоднократно говорили и другие чиновники, приехавшие на конгресс. Мэр Сочи Анатолий Пахомов оценил вклад розницы в продвижение Сочи, а начальник отдела управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Ирина Вежлинская обратила внимание на важность агента как источника правильной информации для туристов.

В своем основном докладе по теме «Новая реальность: туристский рынок сегодня. Основные тенденции и прогнозы» вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин отметил: - «Намечены следующие тенденции в туротрасли: стабилизация внутреннего рынка, восстановление выездного потока по основным направлениям и незначительный рост въездного туризма, а также расширение продаж пакетных туров на внутреннем рынке». Современными трендами он обозначил расширение продаж пакетных туров на внутреннем рынке и появление новых программ в регионах России (Краснодарский край, Крым, Адыгея, Татарстан, Башкирия, Мурманская, Вологодская область, Пермский край, Карелия). Очевидно развитие технологий, интернет-порталов и онлайн-продаж, а также формирование интегрированных турпродуктов.

Юрий Барзыкин отметил, что рентабельность бизнеса в туротрасли сейчас снижается. При этом он отметил, что представителям рынка необходимо найти адекватный механизм, изменив дестинации и расширив перечень партнеров. «Финансовое бремя увеличено, но риски для потребителя снижаются, а репутация восстанавливается. Реанимируется возможность работать по направлениям социального туризма. Сейчас есть системные проблемы, но есть и направления для решения: региональные программы, федеральный закон. Помимо этого, существуют дополнительные сервисы, которые помогают не уйти в минус» — сказал вице-президент РСТ.

Следующий блок выступления Юрия Барзыкина был посвящен системным проблемам внутреннего туризма, среди которых спикер отметил проблемы законодательного регулирования и господдержки, недостатка сформированных турпродуктов и готовой инфраструктуры, высоких цены, квалификацию кадров, контроля качества, эффективного продвижения, а также низкого потребительского спроса.

По опросам россиян по выезду за рубеж 77% россиян не были за границей последние 5 лет, 72% не имеют загранпаспорта, менее 1% выезжают за границу 4 раза в год, 1% выезжает 2–3 раза в год, 5% — 1 раз в год, 9% — 1 раз в 2–3 года, 4% — 1 раз в несколько лет. При этом 15% россиян раньше ездили за границу, а теперь нет. 59% вообще никогда не были за пределами бывшего СССР. 80% никогда не были в Египте. 76% ни разу не были в Турции. «Вы можете для себя представить? — обратился спикер к аудитории. — Нужны комбинированные, интегрированные, краткосрочные и дешевые туры».

Большой резонанс вызвало выступление представителя Федеральной налоговой службы Евгения Щербакова, который пообещал, что ведомство будет лояльно относиться к возможным ошибкам на этапе перехода на новую контрольно-кассовую технику. После доклада турагенты не отпускали его минут тридцать, окружив плотным кольцом и требуя визитки.

Практически весь день с участниками конгресса провели также депутат Госдумы Сергей Кривоносов и сенатор Игорь Фомин, так что обещанный организаторами диалог бизнеса и власти можно признать состоявшимся.

Но самое главное, ради чего агенты собрались на конгресс уже во второй раз, это, конечно же, обсуждение общих цеховых тем, которым были посвящены выступления спикеров и круглые столы. Анжела Галкина, директор «Меридиан-тур», ответила на вопрос, вынесенный в название ее доклада: «Зачем туристу турагент?». Он нужен, чтобы защитить туриста. Однако делать это становится все сложнее, так как в силу ряда причин этот бизнес становится непривлекательным для профессионалов. С одной стороны, туроператоры взяли курс на снижение издержек, уменьшают комиссии, что делает невозможным нормальную работу агентства и его развитие. С другой стороны, рынок рушат скидочники, обнальщики и компании-пирамиды, отдающие клиентам всю комиссию, так как прибыльный бизнес в этой сфере не является их целью.

Выход Анжела Галкина видит в усилении госрегулирования. По ее мнению, выстроить равноправные отношения с туроператорами, например, поможет типовой договор, утвержденный Минкультом и обязательный к применению. Татьяна Дмитрова (основатель Службы «БАНКО») обратила внимание на тот факт, что недавно Министерство культуры росчерком пера обозначило норматив рентабельности для туроператоров – 7 %. Если так, то почему не издать приказ, что нижний порог  комиссии дистрибьютору должен быть на уровне 10 %? Это выгодно государству, так как поможет сохранить сотни тысяч рабочих мест в социально значимой отрасли. Однако надеяться только лишь на волшебное вмешательство чиновников нельзя. Агентствам необходимо научиться совместно решать общие проблемы, но сделать это мешает разобщенность на уровне отраслевых объединений.  «Общественным организациям надо исключить подковерные политические игры. Пора поменять приоритеты и направить энергию на практическую пользу. Причём эффективность, KPI общественной организации надо считать по  реальным действиям, которые она предприняла для решения совершенно конкретных задач. И каждой организации обязательно регулярно открыто публично отчитываться о своих достижениях и объяснять логику своих действий», – считает Татьяна Дмитрова.

По итогам II Всероссийского конгресса турагентств была подписана резолюция о том, какие инициативы бизнес хочет предложить.

 

 

 

 

АКТУАЛЬНО