Эксперты рассказали, как меняется туристический рынок и чем помочь туроператорам из-за коронавируса

На пресс-конференции, прошедшей  29 января с.г.,  эксперты профильных российских объединений исключили полную отмену нашей страной авиасообщения с Китаем. Однако эпидемии происходят все чаще и охватывают все большее количество стран. Сейчас последствия, в том числе, и для туризма выходят далеко за пределы границ КНР. Нынешнюю ситуацию, по мнению экспертов, можно считать беспрецедентной с точки зрения тех мер, которые принимает китайское правительство.

Въездной турпоток в Китай в масштабах мирового рынка составляет 4,5-5% (63 млн прибытий) и $40 млрд в денежном выражении. Это не так много, но на туристов из Китая приходится 20% всех потребительских расходов ($277 млрд).

«Если эпидемия будет продолжаться, то рынок понесёт существенные потери. Китайцы высвободят значительную часть мирового турпродукта. Отели, музеи, магазины не досчитаются выручки. Турпоток из КНР таков, что его просто некем заменить, а это может обернуться перекрестным демпингом», – очертил масштаб проблемы президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

По его словам, влияние вируса на рынок будут определять три обстоятельства – география его распространения, продолжительность карантина и сезонность турпотоков. Ближайшие несколько недель определят развитие ситуации на несколько месяцев вперед. При этом карантин уже сказывается на ведущих рынках по приему китайских туристов – не считая Гонконга, это Таиланд, Япония, Вьетнам, Малайзия, Южная Корея, Франция, Италия, США. Во многих из них сейчас высокий сезон, обусловленный празднованием китайского Нового года. В Таиланде ущерб уже оценивается в $1,6 млрд.

В Европе и США влияние коронавируса пока слабо заметно, так как китайцы туда в это время едут неактивно. «Россия входит в тройку самых посещаемых китайцами европейских стран. Правда, у нас также низкий сезон. Если Китаю удастся справиться с эпидемией в течение февраля-марта, то наши туроператоры успеют отыграть потери. Если карантин затянется до апреля, последствия станут ощутимыми», – прогнозирует Сергей Шпилько.

В 2018 году в России на долю китайцев приходилось 6% всего потока из-за рубежа. Но если говорить о прибытиях из стран дальнего зарубежья, в структуре которых больше туристов и меньше трудовой миграции, то на Китай в 2018 году приходилось уже 18%, или 2 млн человек в год. Платежный баланс китайцев только за первый квартал прошлого года составил $262 млн.

По словам исполнительного директора ассоциации «Мир без границ» Александра Агамова, в России пока остаются группы китайских туристов. По данным на январь, в Москве и Санкт-Петербурге насчитывается 17 тысяч гостей из Китая.

Президент РСТ предложил несколько мер, которые так или иначе предстоит предпринять туроператорам. «После 2014 года нам пришлось начать работать с новыми рынками, включая китайский. А сейчас придётся оперативно, с колес, вести переговоры, привлекать американцев, европейцев и представителей Ближнего Востока», – пояснил г-н Шпилько. По его словам, туроператоров ждёт процесс перезаключения большого числа договоров, при этом придётся проявлять максимальную осторожность при формировании ценовой политики.

Туроператорам, которые работают на выезд, нужна поддержка государства. Стоит вернуться к обсуждению законодательной инициативы, которая утвердила бы финансовую ответственность перед туристами не только для туроператоров, но и для отелей, уверен Сергей Шпилько.

«Туроператор не может отвечать за все. Деньги заплачены перевозчикам и отелям. «Турпомощь» и РСТ просят правительство с пониманием отнестись к ситуации хотя бы в части штрафов для перевозчиков и туроператоров, – сказал он. – Надо также обратиться к отельерам и перевозчикам с просьбой о компенсации затрат по возврату средств туроператорам. Мы считаем необходимым предусмотреть субсидии на выездном направлении в случае подобных форс-мажорных обстоятельств».

Его поддержал директор «Турпомощи», вице-президент РСТ Александр Осауленко. «Порядка 70-80 туроператоров в России работают исключительно на китайский рынок. Судя по реакции китайских компаний, они не торопятся возвращать деньги, хотя глубина бронирования на направлении варьируется от двух недель до двух месяцев. Такая практика не редкость. Давайте вспомним Египет, где так и остались деньги наших туроператоров», – напомнил он.

Ассоциацией «Турпомощь» так же направило обращение, подготовленное совместно с РСТ, в адрес Ростуризма о возмещении средств туроператорам и неприменении штрафных санкций за несостоявшиеся туры со стороны перевозчиков.

По материалам RATA-news

АКТУАЛЬНО