Страховое обеспечение Ted Travel в 50 млн.руб покрывает долг перед туристами в 27,6 млн. рублей

Поздно вечером 26 августа первые 170 из находившихся в Турции клиентов туроператора Ted Travel, который объявил о прекращении деятельности, прибыли в Москву рейсом авиакомпании «Якутия».

Еще 171 турист должен прилететь сегодня. Авиакомпания уже несколько раз переносила время вылета. Вчера поздно вечером на сайте Ростуризма появилась информация об очередной задержке рейса. Туристы, вылет которых из Антальи был намечен на 3:53 28 августа, отправлены 11:50 утра. Вывезти осталось менее 400 туристов.

Ростуризм напомнил, что при задержке вылета на 4 часа и более авиакомпания обязана обеспечить пассажиров горячим питанием, а при задержке рейса более чем на 6 часов в ночное время – разместить пассажиров в гостинице и бесплатно доставить транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно.

На момент остановки деятельности в Турции находилось 754 клиента Ted Travel. Их проживание и обратный перелет не оплачены. Было принято решение, что вывозить людей будет авиакомпания «Якутия», которая завезла их в Турцию неоплаченными рейсами. Таким образом нарушено постановление правительства РФ, которое обязывает туроператоров и перевозчиков за сутки до вылета передавать своим клиентам необходимые для поездки документы, включая билет, подтверждающий право на перевозку, в том числе чартерную, до пункта назначения и обратно. И это совершенно справедливо, поскольку туристы, покупая тур, сразу оплачивают и обратный перелет.

Подчеркнем, что постановление было подписано 22 июля 2014 года, когда рынок переживал череду банкротств туроператоров и «Турпомощь» из разных стран эвакуировала десятки тысяч туристов, которые оказались без обратных авиабилетов.

«Якутия» возвращает туристов плановыми рейсами, которые указаны в их маршрутных квитанциях, оставшиеся вылеты будут осуществлены 28 и 29 августа. Некоторые, желая избежать нервотрепки, самостоятельно купили билеты и улетели в Россию раньше времени. Кроме того «Турпомощь» сообщает туристам о наличии свободных мест на плановых рейсах – на случай, если кто-то еще захочет улететь домой раньше.

Последний запланированный рейс «Якутии» из Антальи по программе Ted Travel должен был состояться 12 сентября. В связи с прекращением деятельности туроператора рейсы в Анталию и обратно на первую декаду сентября практически не заполнены. Сейчас в Анталье находится около 50 туристов, которые должны вернуться в Москву в период с 1 по 12 сентября. Чтобы не поднимать борта ради нескольких человек, «Якутия» попросила «Турпомощь» помочь с вывозом этих туристов рейсами других авиакомпаний. Места на своих рейсах согласились предоставить туроператоры «Анекс», «Корал» и TUI, при необходимости билеты будут оплачены из средств «Турпомощи».

Проблемы с отелями начались у туристов Ted Travel еще 17 августа. Гостиницы стали требовать повторной оплаты либо предлагали освободить номера. Причем некоторые называли цену за проживание в сутки выше той, которая указана на сайте отеля.

Вот список гостиниц, которые выселяли туристов: Ala?ye Resort, Armas Belek, Grand Viking Hotel, Kirman Hotels Sidera, Larissa Holiday Beach, Himeros Life Hotel, Palmiye Garden, Hedef Rose Garden, Hedef Kleopatra, Golden Sun Hotel, Sarp Hotel Belek, Starlight Resort Hotel, Stella Hote. Как сказал RATA-news вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, некоторые отели в Аланье были настолько агрессивны, что принимающая компания Jazz Travel была вынуждена переселять туристов на другие курорты.

К сожалению, с хамским отношением отелей туристы сталкиваются каждый раз, когда возникают проблемы у туроператора. Требование повторной оплаты, конечно, незаконно. Во-первых, отели прекрасно понимают, что туристы свое проживание оплатили при покупке тура – иначе никто их бы на курорты не отправил. Во-вторых, у самой гостиницы нет никаких договорных отношений с туристом – отель подписывает контракт с туроператором и разбираться должен именно с ним. И если он допустил размещение клиента, не получив оплату от партнера, то это его бизнес-риски.

В принципе, такую позицию разделяют туристические власти Турции. После обращения Ростуризма в посольство Турции в России информация о ситуации на курортах была передана в министерство культуры и туризма Турция, губернатору Антальи, в Федерацию отельеров Турции. По информации посольства, все туристы Ted Travel размещены в отелях. Ситуацию с размещением туристов до момента вылета, а также трансферы в аэропорт контролирует принимающая компания Jazz Travel.

Фингарантии туроператора на общую сумму 50 млн рублей оформлены в страховых компаниях «Инвестстрах» и «Якорь». В фонд персональной ответственности Ted Travel внесено немногим более 900 тыс. рублей. На данный момент долг туроператора туристам, которые не смогут полететь на отдых, составляет 27,6 млн рублей. Но пока неизвестно, какую-то сумму предъявят к возмещению туристы, которые несли вынужденные траты непосредственно в Турции – повторно оплачивали отели, покупали обратные билеты, заказывали трансфер в аэропорт. Но в любом случае, похоже, что фингарантий хватит на возмещение всем пострадавшим туристам.

В своем заявлении о прекращении деятельности Ted Travel заявил, что это связано с «сильным падением спроса на туристский продукт по основному туристскому направлению деятельности компании на фоне объявленной сложной эпидемиологической обстановки в Республике Турция». Иными словами, во всем виноват вирус Коксаки.

На пресс-конференции 25 августа заместитель начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Андрей Пучковский парировал: эпидемиологическая обстановка в Турции из-за вируса Коксаки не могла привести к банкротству Ted Travel, приведение этой причины – манипуляция со стороны туроператора. И, видимо, он прав, тем более что, по данным ситуационно-кризисного центра (ДСКЦ) МИД РФ, вирусом Коксаки в Турции с 1 июля по 22 августа заразились 42 россиянина. И это количество несопоставимо меньше, чем 500-600 «обращений», о которых ранее сообщал Роспотребнадзор.

Конечно, не в вирусе дело. Ted Travel стал продавать Турцию в начале 2017 года. Популярное направление, на котором работают известные крупные туроператоры. Появляется новая компания с ценами значительно ниже рыночных и повышенной комиссией для турагентов. На профессиональных форумах это активно обсуждали, возмущались, подозревали – и все равно бронировали.

С туристами все понятно, для них главное – цена, но это вопрос профессионализма турагентов. И ведь есть агентства, которые сами отказывались бронировать у Ted Travel, когда туристы указывали им на такие «замечательные цены». Предлагали брать либо у нормальных операторов, либо не работали с этими туристами. Представляете, как они сейчас ликуют? А с каким облегчением вздохнули туристы, которые послушали своих агентов и купили тур другой компании?

Слово «эвакуация» по отношению к туристам прозвучало сейчас, в том числе в прессе, впервые с 2014 года. Тогда череда банкротств турфирм вызвала кризис недоверия к турбизнесу и серьезное снижение спроса: люди не хотели обращаться в турфирмы, опасаясь новых банкротств.

Поэтому нельзя исключать, что громкий уход Ted Travel может на какое-то время притормозить спрос на турпоездки, особенно за рубеж. Туристы уже звонят турагентствам и спрашивают, надежный ли у них туроператор. Остается только надеяться, что они все-таки сориентируются: ушла малоизвестная компания, а все ветераны, пережившие в том числе и трудный 2014 год, продолжают работать.

По информации Ростуризма, ООО «Терра» (юридическое лицо Ted Travel) первоначально было внесено в реестр в 2015 году, после чего дважды исключалось. Последний раз сведения о компании были внесены в реестр 5 сентября 2016 г.

Фингарантии на сумму, повторим, 50 млн. рублей поровну предоставлены страховыми компаниями «Якорь» и «Инвестстрах».

Размер фонда персональной ответственности туроператора – 903 280 рублей. Причем сумма была переведена только после требования Ростуризма незамедлительно привести размер фонда в соответствие с требованиями закона. Судя по отчетности, туроператор в 2016 году оказал услуги 2 327 туристам, общая цена турпродукта составила 90 328 000 рублей.

Владелец Ted Travel – Четин Бозаджы Джафер, он же президент компании, хоть формально в ней не числится. Он совсем не новичок на российском рынке. В начале 2000-х г-н Бозаджы возглавлял компанию Gotur, затем руководил туроператором Bentour и вместе с этой компанией «влился» в «Анекс Tур», где стал директором по развитию и продукту на новых направлениях. В начале 2012 года был приглашен в TUI Russia на должность директора по ценообразованию и продукту.

В руководстве Ted Travel стабильности не было. По данным Ростуризма, в 2015-2017 гг. компания меняла руководителей четыре раза.

По материалам RATA-news

АКТУАЛЬНО