Заплатит ли «Турпомощь» за авиарейсы, выполненные до остановки «Жемчужной реки»

Действия и ответственность «Турпомощи» при оказании экстренной помощи туристам с участием третьих лиц требует более четкого определения. Об этом шла речь на заседании Правового комитета ассоциации во вторник. Поводом для обсуждения стали требования нескольких авиакомпаний компенсировать из средства «Турпомощи» их затраты на вывоз с Хайнаня туристов «Жемчужной река».

Напомним, 12 декабря в связи с решением Ростуризма исключить из единого федерального реестра оба юридических лица, работавших под маркой «Жемчужная река» – ООО «Тревел Дизайнерс» и ООО «Геркулес Трэвел», наблюдательный совет «Турпомощи» признал необходимым подключиться к возвращению в Россию клиентов этого оператора, находившихся на китайском острове Хайнань. Но было особо подчеркнуто и запротоколировано, что за счет «Турпомощи» будут вывозить только тех туристов, у кого нет обратных авиабилетов. Остальных должна была вывезти авиакомпания «ИрАэро».

«ИрАэро» 7 декабря остановила заказанную «Жемчужной рекой» программу полетов на Хайнань из Хабаровска, Челябинска, Уфы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Кемерово, Москвы. По заявлению перевозчика, причиной стали долги туроператора и срыв графика платежей. Как сообщала Росавиация, «Жемчужная река» задолжала «ИрАэро» более $2,3 млн.

По информации «Турпомощи», с 12 по 21 декабря 2018 года за счет резервного фонда с острова Хайнань в Россию на пяти рейсах было вывезено 1317 туристов, на что потрачено более 68 млн рублей.

По данным Росавиации, всего с 8 по 21 декабря отечественными авиаперевозчиками самостоятельно, а также с привлечением механизма экстренного вывоза туристов за счет средств ассоциации «Турпомощь», было вывезено в разные города России 2709 туристов.

С требованием компенсировать расходы, понесенные в ходе самостоятельного вывоза туристов с Хайнаня, то есть до официальной остановки деятельности туроператора, авиакомпании обратились в «Турпомощь». Правовой комитет «Турпомощи», по словам его руководителя Юрия Барзыкина, подробно разъяснил им механизм применения резервного фонда.

По его словам, действующее законодательство прямо запрещает расходование средств резервного фонда на иные цели, кроме оказания экстренной помощи туристам (ст. 11.4 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Механизм задействуется лишь в случае официальной остановки деятельности туроператора. В каждом конкретном случае оказания помощи средства из фонда расходуются в форме оплаты «Турпомощью» услуг по перевозке и (или) размещению и других услуг – в соответствии с договорами, заключенными объединением туроператоров с третьими лицами, которые оказывают отдельные услуги по перевозке и (или) размещению и другие услуги.

Судя по всему, перевозчики с постановлением правительства РФ от 27.02.2013 года. № 162, которое определяет порядок оказания экстренной помощи туристам, не знакомы. Так, авиакомпания «Алроса» потребовала от «Турпомощи» компенсировать ей расходы на общую сумму более 10,9 млн рублей. Однако рейсы Новокузнецк – Санья 5 декабря, а также Кемерово – Санья и Санья – Барнаул 7 декабря, Барнаул – Санья и Санья – Томск 8 декабря авиакомпания выполняла до исключения сведений о туроператоре «Жемчужная река» из единого федерального реестра. Согласно списку пассажиров, последний рейс из Саньи в Читу по вывозу туристов с острова Хайнань состоялся 11 декабря. А решение об оказании экстренной помощи туристам «Турпомощь» приняла, как уже было сказано, 12 декабря.

Авиакомпания «Нордстар» требует компенсировать $46,5 тыс. Однако, как уточнили RATA-news в «Турпомощи», свободные места на рейсах этого перевозчика по маршрутам Санья – Красноярск, Санья – Хабаровск и Санья – Улан-Удэ на безвозмездной основе предоставил туроператор «Русь-Тур». То есть они выполнялись без договоров с «Турпомощью» и были результатом договоренностей между туроператором и авиакомпанией.

С просьбой оплатить чартерный рейс «Уральских авиалиний» СЖР-9149 Москва – Казань в сумме 2,11 млн рублей в «Турпомощь» обратился также Государственный комитет Республики Татарстан по туризму. Но и здесь правовых оснований для выплат нет, так как авиакомпания выполнила рейс по внутреннему маршруту в пределах Российской Федерации. Средства же резервного фонда «Турпомощи» предназначены исключительно для оказания экстренной помощи туристам, находящимся за пределами страны. При этом перевозка совершалась без договоров с «Турпомощью» и в порядке, не предусмотренном правилами оказания экстренной помощи туристам, утвержденными правительством РФ.

Самой большой компенсации в размере $863,4 тыс. от «Турпомощи» потребовала авиакомпания «ИрАэро». Ассоциация заключила с ней договоры по экстренной перевозке пассажиров на рейсах IAE-867 и IAE-868 по маршруту Хайкоу – Самара – Москва, и эти рейсы оплачены. Договоров по другим рейсам у «Турпомощи» с авиакомпанией нет, но они должны быть между перевозчиком и туроператором «Жемчужная река». Правовой комитет «Турпомощи» указал на то, что в случае неисполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность в соответствии с Воздушным кодексом, транспортными уставами и соглашениями сторон. Споры по договорам перевозки (чартера) между перевозчиком и туроператором должны разрешаться между хозяйствующими субъектами в претензионном или судебном порядке.

Как рассказал RATA-news Юрий Барзыкин, 21 января 2019 года прошла рабочая встреча руководства «Турпомощи» с представителями «ИрАэро». Ассоциация запросила у перевозчика информацию по количеству забронированных авиабилетов на рейсы с указанием дат в системе бронирования, их отмены, дальнейшей выписки и оформления. Однако эти данные до сих пор в «Турпомощь» не поступили. «Туроператоры очень заинтересованы во взаимодействии с авиакомпаниями, необходимость и эффективность которого уже не раз была доказана на практике. Тем не менее, это должно происходить на законной основе. Окончательное решение по обращениям авиакомпаний в «Турпомощь» примет Наблюдательный совет ассоциации», – уточнил г-н Барзыкин. 

Светлана Ставцева, RATA-news

АКТУАЛЬНО