Шанс на достижение компромисса по курортному сбору еще есть

Как мы уже сообщали, 4 июля министру по делам Северного Кавказа Льву Кузнецову было передано письмо с предложениями к законопроекту по курортному сбору. Напомним, что это министерство выступило разработчиком проекта закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае».

В тот же день ситуация с законопроектом обсуждалась в министерстве на встрече с руководителями объединений работодателей, профсоюзов и туриндустрии. Присутствовали министр Лев Кузнецов, его заместитель Олег Хуциев, руководители профильных департаментов Ольга Рухуллаева и Олег Жариков. Сторону оппонентов законопроекта в его нынешнем виде представляли президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Михаил Шмаков и президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько.

Поводом для встречи стало, в том числе, принятое на состоявшемся 26 мая заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений решение рекомендовать правительству РФ отозвать законопроект о курортном сборе для его концептуальной доработки.

Мы попросили Сергея Шпилько рассказать, как прошло обсуждение в министерстве по делам Северного Кавказа.

- По своему формату встреча была, можно сказать, уникальная. Нечасто лидеры труда и капитала выступают с общих позиций, и это лишний раз подчеркивает значимость проблемы курортного сбора. И президент РСПП, и председатель ФНПР выразили серьезную обеспокоенность тем, как может повлиять этот эксперимент на конкурентоспособность отечественного турпродукта и инвестиционную привлекательность российских курортов.

Александр Шохин обратил внимание разработчиков проекта на то, что сбор планируется ввести в период перехода на налогообложение земли и имущества организаций на основе их кадастровой оценки. В совокупности с ростом тарифов и рядом других факторов этот, по сути, новый налог неизбежно увеличит и финансовую нагрузку на бизнес, и стоимость поездок на курорты. Как выразился Михаил Шмаков, при нынешней ситуации на рынке сбор получается в пользу Турции как конкурента наших курортов.

Говорили руководители РСПП и ФНПР и необходимости лучшей подготовки эксперимента, и о неоправданной длительности срока его проведения. Мы считаем, что средства, которые предполагается собрать, надо сразу аккумулировать в муниципальных бюджетах городов-курортов, а не передавать на краевой и областной уровень. И функции по взиманию сбора лучше возложить на налоговые органы. Что курортно-туристическое бизнес-сообщество должно участвовать в управлении средствами, полученными от курортного сбора. И что упоминание в законопроекте возможности распространения курортного сбора на всю территорию страны, мягко говоря, излишнее

Удалось ли договориться по каким-либо пунктам разногласий?

- Часть поправок к проекту внесена, другие готовятся. По ряду позиций, мне кажется, взаимопонимания достичь удалось. Но пока не по таким пунктам, как сроки проведения эксперимента и, главное, как отказ от взимания сбора за каждый день пребывания на курорте вместо разового.

Лев Кузнецов аргументирует позицию министерства тем, что городские бюджеты получают мало денег в виде налогов с объектов размещения, а курортную инфраструктуру надо срочно развивать. Но во всем мире деньги от туристов получают, в первую очередь, с товарооборота, который увеличивается за счет приезжих. Правда, для этого надо научиться собирать налоги с торговли, предприятий бытового обслуживания, индустрии развлечений, того же частного сектора. Надо бороться за то, чтобы наиболее важные объекты инфраструктуры вошли в новую ФЦП по въездному и внутреннему туризму, чтобы ведомственные здравницы платили больше налогов на самих курортах.

Курортный сбор здесь точно не панацея. А став дополнительным фактором снижения турпотока, он будет способствовать и сокращению налоговой базы на местах. В общем, многие разногласия остаются, но шанс на достижение компромисса и победу здравого смысла еще есть.

 

Десять предложений РСТ к законопроекту о курортном сборе

Дебаты вокруг проекта закона «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» вступают в решающую стадию. Срок внесения поправок продлен до 11 июля. 10 июля состоятся парламентские слушания по проекту, принятому в первом чтении. Замечаний и предложений внесено немало. Но существует, как минимум, 10 позиций, которые необходимо учесть при проведении эксперимента.
1. В целях упрощения администрирования курортного сбора он должен быть разовый, то есть взиматься в расчете не на день, а на поездку.
2. В целях предотвращения роста стоимости туров на российские курорты разовый курортный сбор не должен превышать 100 руб. с человека.
3. В целях развития инфраструктуры курорта, на территории которого взимается сбор, деньги должны поступать в бюджет соответствующего муниципального образования, а не субъекта Российской Федерации, где эти средства могут быть перераспределены на нужды развития других территорий.
4. Функцию взимания курортного сбора необходимо возложить на налоговые органы Российской Федерации.
5. В ходе подготовки эксперимента необходимо оценить расходы на администрирование курортного сбора.
6. Для обеспечения целевого использования поступлений целесообразно ограничить понятие курортной инфраструктуры объектами, непосредственно связанными с реализацией курортных функций: парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, публичные питьевые бюветы. Или заменить понятие «курортной инфраструктуры» в проекте закона на «санаторно-курортный комплекс».
7. Необходимо предусмотреть участие представителей туриндустрии и санаторно-курортного комплекса в процессе принятия решений о направлениях расходования средств, полученных в виде курортного сбора, и контроля по их использованию.
8. Необходимо исключить из проекта закона упоминание о возможности распространения курортного сбора на территорию всей страны, большая часть которой курортом не является. Концептуально следует ограничить территорию возможного взимания курортного сбора курортами федерального значения, проведя предварительно работу по уточнению их перечня и границ.
9. Сократить срок проведения эксперимента по введению курортного сбора до двух лет.
10. Необходимо перенести срок проведения эксперимента по введению курортного сбора на период, когда:
- проект федерального закона будет доработан, а в пакете с ним будут представлены проекты подзаконных актов, предлагаемых для рассмотрения на всех уровнях представительной и исполнительной власти;
- пройдет Чемпионат мира по футболу 2018;
- спрос на поездки на российские курорты вновь начнет расти;
- не будут проводиться одновременно такие мероприятия по увеличению фискальной нагрузки на предприятия туриндустрии, как переход на взимания налогов на землю и имущество на основе их кадастровой оценки и др.;
- пройдет обязательная классификация всех коллективных средств размещения, чтобы был, по крайней мере, определен круг субъектов хозяйственной деятельности, через которые осуществляется взимание курортного сбора в бюджет, включая так называемый частный сектор.

К этому следует добавить, что, если речь идет о сборе за пользование курортной инфраструктурой для поддержания ее в надлежащем состоянии, то для начала эта инфраструктура должна быть создана, в том числе, за счет средств федерального бюджета, коль скоро речь идет о федеральных курортах. Иначе у приезжих возникнет закономерный вопрос, за что, они, собственно, должны платить, и средства, необходимые для создания современной курортной инфраструктуры, таким образом собрать не удастся.
Вывод простой: к проведению подобного рода экспериментов надо серьезно готовиться, а не устраивать из них административную штурмовщину. А значит и внесенный законопроект надо серьезно дорабатывать, а не продавливать через коридоры власти.

Напомним, что разработчиком законопроекта о курортном сборе выступило министерство по делам Северного Кавказа. 4 июля с.г. письмо с соответствующими предложениями было передано во время рабочей встречи Министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова, Президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, Председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова и Президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько по вопросам проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае.

Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии, руководитель Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства

АКТУАЛЬНО