РСТ попросил ФАС России проверить деятельность ОАО «ФПК»

РСТ обратился в ФАС России по поводу проверки деятельности ОАО «ФПК»

26 апреля с.г. вице-президент РСТ Юрий Барзыкин обратился с письмом в адрес руководителя Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву в связи с проблемой, возникшей у туроператоров, предлагающих своим клиентам туры по России и за рубеж с проездом на железнодорожном транспорте. ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК), в полномочия которой входит организация пассажирских перевозок по железной дороге, настойчиво навязывает турбизнесу посредника в лице ООО «РЖД Тур».

Ранее, до образования в апреле 2010 года ОАО «Федеральная пассажирская компания» - дочернего предприятия ОАО «Российские железные дороги» - туроператоры запрашивали места для перевозки туристических групп (от 10 человек) в Московском железнодорожном агентстве (МЖА). Там же туроператоры выкупали билеты, при необходимости могли билеты сдать и получить обратно деньги. Комиссия МЖА (заявочный сбор) составляет 234.20 руб.

С апреля 2010 года Московское железнодорожное агентство стало филиалом вновь образованного ОАО «ФПК». Туроператоры по-прежнему подавали заявки на покупку мест в МЖА, и лишь отдельные вопросы, например прицепка дополнительных вагонов, решались через ОАО «ФПК».

Однако с некоторых пор информация по заявкам туроператоров стала из ОАО «ФПК» поступать в компанию ООО «РЖД Тур», представители которой связываются с туристическими компаниями и предлагают сотрудничество. Более того, туроператоров по очереди приглашают к руководству ОАО «ФПК» и сообщают о принятом решении реорганизовать работу с туристическими компаниями и передать полномочия по заключению договоров с турбизнесом в «РЖД Тур».

Преподносится это как развитие железнодорожного туризма, улучшение работы, оптимизация перевозок и использование подвижного состава. Однако в договоре, который предлагается заключить туроператорами, перечисляются следующие услуги «РЖД Тур»: прием, обработка, оформление, оценка наличия технической возможности выполнения исполнителем заявки, подача и регистрация заявок, а также приобретение проездных документов. За эти услуги

«РЖД Тур» намерен получать следующее вознаграждение: во внутреннем направлении - от 300 до 750 руб. с билета в одну сторону, в международном – от 500 до 1000 руб. с билета в одну сторону.

Таким образом, помимо всего прочего, ущемляются права потребителей туруслуг, покупающих перевозку в составе турпакета. Они вынуждены платить за свой проезд больше, чем обычные пассажиры, приобретающие билеты в железнодорожной кассе.

В апреле с.г. в «РЖД тур» сменился генеральный директор - уже четвертый за 6 лет существования ООО. Новое руководство рассылает письма, в которых фактически предлагает туроператорам заменить их на туристическом рынке, распоряжаясь при этом вагонами ОАО «ФПК»: «Компания ООО «РЖД Тур» предлагает новый уровень организации групповых перевозок туристов в поездах ОАО «ФПК», используя не только как средство передвижения, но и для предоставления туристам размещения, питания, организации досуга и других дополнительных услуг, с возможностью остановок по маршруту». 
Известно, что при создании ОАО «ФПК» в эту организацию передано 16 региональных дирекций по обслуживанию пассажиров (РДОП), 43 пассажирских вагонных депо, 29 вагонных участков, 15 железнодорожных агентств и 2 дирекции по обслуживанию пассажиров, более 24,6 тыс. пассажирских вагонов. Из Федеральной пассажирской дирекции в «ФПК» был переведен весь штат персонала, составляющий на тот момент порядка 100 тыс. сотрудников. Мы полагаем, что с таким арсеналом ОАО «ФПК» может обслуживать заявки туроператоров без привлечения дорогостоящих посредников с непонятными функциями.

В обращении Российский союз туриндустрии просит ФАС России разъяснить, противоречит ли деятельность ОАО «ФПК» в отношении туроператоров антимонопольному законодательству, и о содействовии в разрешении возникшей проблемы с целью предоставления туроператорам возможности работать в нормальной конкурентной среде. 

 

В продолжении темы:

РСТ собирает документы для возбуждения «антимонопольного» дела против «РЖД Тур»

Компания «РЖД тур» уже проходила по «антимонопольному» делу. Это следует из официального ответа Федеральной антимонопольной службы на обращение Российского союза туриндустрии по поводу действий ОАО «РЖД», которая настойчиво навязывает турбизнесу посредника в лице компании ООО «РЖД Тур». Как выяснилось, в ФАС и раньше поступали подобные жалобы.

В частности, в еще 2009 году ФАС России рассматривала обращение ООО «ВагонРемСервис» о нарушении статьи 10 закона «О защите конкуренции» со стороны ОАО «РЖД». Речь шла примерно о тех же проблемах, на которые обращает внимание РСТ. Компания «РЖД», занимая доминирующее положение на рынке по оказанию услуг железнодорожных перевозок и использованию транспортной инфраструктуры, ограничивала конкуренцию и ущемляла интересы других участников рынка. Например, предоставляла пассажирские вагоны в аренду юридическим лицам по различной арендной плате, взимала повышающий коэффициент 9% к стоимости провозных платежей. И так же, как и сегодня, наделяла «РЖД Тур» функциями перевозчика и собственника инфраструктуры. Тогда в числе «ценнейших» услуг этой компании были, например, организация маршрутов перевозок, включение вагонов в состав поездов. Более того, железнодорожники умудрялись навязывать ООО «ВагонРемСервис» услуги по организации перевозок в вагонах, принадлежащих на правах собственности… ООО «ВагонРемСервис»!

Рассмотрев это дело, ФАС России признал нарушение пунктов 3, 5, 8, 9 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции» со стороны ОАО «РЖД» и выдала предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. В частности, было установлено, что ОАО «РЖД» представляет ООО «РЖД Тур» льготные условия на организацию туристических перевозок с использованием собственного и (или) арендованного подвижного состава. В январе 2010 г. с этим решением согласился Арбитражный суд г. Москвы, куда ОАО «РЖД» обратилась с кассационной жалобой. В мае 2010 г. решение было подтверждено Девятым арбитражным аппеляционным судом. В августе 2010 года ОАО «РЖД» попыталось оспорить эти вердикты в Федеральном арбитражном суде Московского округа. Но безрезультатно: решение ФАС и предыдущих судов были оставлены без изменения.

С 1 апреля 2010 года роль ОАО «РЖД» в отношениях с турбизнесом «исполняет» дочернее предприятие ОАО «Федеральная пассажирская компания» («ФПК»). Сегодня туроператорам предлагается дополнительно оплачивать не менее «важные» договорные обязательства «РЖД Тур»: прием, обработку, оформление, оценку наличия технической возможности выполнения исполнителем заявки, подачу и регистрацию заявок, а также приобретение проездных документов.

ФАС России не исключает, что нынешние действия «ФПК» и «РЖД Тур» также могут стать основанием для возбуждения дела по факту нарушения закона «О защите конкуренции». Для принятия соответствующего решения необходимо предоставить в распоряжение ФАС определенные документы, перечень которых содержится в ответе, полученном РСТ.

Российский союз туриндустрии уже приступил к сбору этих документов. Необходимые сведения предоставили шесть туроператоров. А параллельно руководители компаний рассказывали о том, как складываются их отношения с «ФПК» и «РЖД Тур». Приведем некоторые примеры.

«Три недели назад мы подали заявку в «ФПК» о прицепке вагона. Ответа не было три недели. Потом – звонок из «РЖД Тур»: вам нужна перевозка на такое-то число? Мы можем ее подтвердить. На мой вопрос, как к ним попала наша заявка, девушка, не стесняясь, отвечает, что из «ФПК». Спрашиваю: а почему «ФПК» передает наши заявки? «Милочка, – отвечает сотрудница «РЖД Тур» генеральному директору туроператорской компании, – вам перевозка нужна или будем разбираться, что и как к кому попало?». Я попросила ее представиться, сотрудницу зовут Катарина Лосева, она заместитель начальника отдела логистики “РЖД Тур”».

«В последнее время сложилась очень непростая ситуация с прямым бронированием билетов для туристов через «Московское железнодорожное агентство». Все наши заявки перенаправляются в «РЖД Тур». К стоимости билета добавляются комиссионные не только «МЖА», но и «РЖД Тур». В итоге билет в кассе для одиночного туриста стоит дешевле, чем для группового. Как в такой ситуации можно продвигать туры. Сама же компания «РЖД Тур» активно рекламирует себя как монопольную турфирму по организации железнодорожных туров».

«Приобрести групповые железнодорожные билеты на туристов через систему «УФС» и железнодорожное агентство не удается в связи с их отсутствием в системе даже за 45 суток до отправления поезда. На наши запросы в «ФПК» относительно прицепки дополнительных вагонов следовал отказ. Для решения проблемы нам порекомендовали обратиться в компанию «РЖД Тур», которая сможет быстро помочь с бронированием нужного количества билетов на нужном направлении. В «РЖД Тур» с готовностью берутся помочь, но за свои услуги просят доплатить 300 рублей за каждый билет плюс 240 рублей за резервирование каждого места. В итоге переплата составляет 540 рублей за один билет!»

«При контактах с пассажирскими службами «ФПК» нашей компании предлагалось бронировать железнодорожные билеты для организованных групп через «РЖД Тур». При этом нам устно давали понять, что в этом случае препятствий при организации бронирования билетов не будет».

«У нас дела обстоят так, что мы в этом году усиленно сокращаем железнодорожные перевозки в пользу авиационных, в том числе по причине сложности работы с «ФПК». Строится работа в этом году так. Мы подаем в «ФПК» заявку, ее принимают – и тишина. Потом мы получаем письмо от «РЖД Тур». Например: «Я представитель компании ООО "РЖД Тур". Мы являемся дочерней компанией ОАО "ФПК" и занимаемся организацией коммерческих перевозок. К нам попала ваша заявка на организацию перевозки по маршруту… Стоимость наших услуг по организации перевозки в международном сообщении составляет 500 рублей за одно место в одном направлении. Если вас устраивают наши условия, то мы готовы выслать договор и начать сотрудничество. С уважением, Михайлов Сергей». Мы на подобные письма «РЖД Тур» не отвечаем. Но просим «ФПК» дать официальный отказ в выполнении заявки и перенаправлении ее в «РЖД Тур». Разумеется, этих документов не получаем».

Российский союз туриндустрии просит региональных туроператоров, у которых возникают аналогичные проблемы и которые готовы отстаивать свои права, написать по адресу i@rata.ru.

Ирина Тюрина, RATA-news


.   

 

АКТУАЛЬНО