РСТ будет активно содействовать созданию компенсационного фонда в туризме

РСТ будет активно содействовать созданию компенсационного фонда в туризме

Конкретная дата второго чтения законопроекта о туризме пока не определена, но работа над поправками ведется очень активно. Благодаря тому, что РСТ участвует во всех рабочих группах по подготовке закона, организации удается отстаивать интересы отрасли и добиваться нужных результатов. Об этом RATA-news рассказал вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. «Очевидно, например, что в отрасли необходимо создавать компенсационный фонд для решения острых ситуаций, но он не должен ложиться финансовым бременем на бизнес. И вот сейчас правительство готово отказаться от обязательных ежегодных взносов туроператоров в этот фонд, внеся норму о пополнении его по мере необходимости, при наличии реальных расходов», – рассказал он.

По словам г-на Барзыкина, альтернативы созданию компенсационного фонда на рынке нет. Как нет и альтернативы прямому участию турбизнеса в этом процессе. Решение проблем отрасли правительством и госструктурами без участия турбизнеса бесперспективно и может нанести ему только вред, считают в РСТ. «Сейчас нередко звучат вопросы: а кто будет формировать и управлять этим фондом? Никто, кроме нас самих. Именно бизнес должен принять на себя функцию по созданию структуры, которая будет аккумулировать средства операторов. Мы не можем отдавать это на откуп чиновникам, тем более что они особо и не рвутся», – пояснил Юрий Барзыкин.

РСТ будет активно содействовать появлению такого фонда и готов выступить его соучредителем. Главная задача государственно-частного (национального) фонда защиты прав туристов, как полагают в РСТ, это оплата проживания туристов за рубежом при полностью или частично невыполненных обязательствах туроператора, а также, при необходимости, возвращение туристов в Россию. Фонд будет создаваться с нуля, а не при каком-либо действующем профессиональном объединении. Согласно законопроекту, для операторов выездного туризма взнос в этот фонд станет обязательным условием пропуска на рынок: 0,1% от годового оборота, в среднем – 100 тыс. рублей в год.

«Подобный фонд может быть и при СРО, одно другому не мешает. Однако у фонда и СРО разные функции. Компенсационный фонд занимается решением оперативных задач, вывозом туристов в экстренных ситуациях, а СРО решает более долгосрочные вопросы, обеспечивая компенсации туристам. Создание фонда, конечно, влечет за собой дополнительную нагрузку на бизнес, но гораздо меньшую, чем при обязательном членстве в СРО», – пояснил Юрий Барзыкин.

При взвешенном подходе к введению механизмов оказания экстренной помощи туристам повысится и ответственность участников рынка, и правовая защита потребителей турпродукта, считают в РСТ.

Напомним, за рубежом форма создания и функционирования фондов защиты прав туристов на основе государственно-частного партнерства применяется довольно широко. Например, в Италии существует Национальный фонд защиты прав путешественников, в Великобритании – Фонд защиты авиапутешествий, в Швеции – Фонд защиты прав туристов, в Испании работает несколько региональных фондов, планируется создание и национального. В странах Европы (Бельгия, Дания, Норвегия, Швейцария) существуют и фонды ассоциаций, союзов и др., но при этом отсутствует обязательное в них участие, а также действуют альтернативные механизмы защиты, например, резервирование средств и др.

Светлана Ставцева, RATA-news

 

По теме:

Выдержки из публикации газеты "Коммерсантъ", №67/П (4852), 16.04.2012

За границей нам помогут
Может быть создан фонд для экстренной помощи туристам

… В минувшую пятницу комитет Госдумы по экономполитике одобрил принципиально новый текст законопроекта ко второму чтению. Из документа следует, что депутаты отказываются от идеи СРО. При этом все операторы выездного туризма должны являться членами одного профессионального объединения, чья ключевая функция — оказание за счет своего компенсационного фонда экстренной помощи гражданам РФ за границей. Сам фонд формируется из ежегодных членских взносов, размер которых определен в 0,1% от выручки каждого туроператора. Если за год никаких выплат из такого фонда произведено не будет, правительство вправе уменьшить размер взносов на следующий год.

О необходимости подобного фонда Российский союз туриндустрии (РСТ) заговорил еще в 2004 году, после разрушительного цунами в Юго-Восточной Азии, когда необходимо было срочно вывозить туристов из пострадавших от стихии районов. А крах "Капитал тура" в ноябре 2010 года показал, что туристы, полностью оплатившие свой отдых, становятся заложниками финансовой несостоятельности оператора. Во многих отелях с клиентов "Капитал тура" стали требовать повторной оплаты, поскольку оператор так и не рассчитался со своими иностранными партнерами. К примеру, в Доминиканской Республике местная полиция удерживала туристов под дулом автоматов, пока на помощь им не пришли сотрудники российского консульства. Ситуация повторилась в январе этого года, когда приостановила работу "Ланта-тур вояж". Банк ВТБ тогда по просьбе премьер-министра Владимира Путина выделил туроператору $7 млн исключительно для расчета с отелями, чтобы граждане РФ могли беспрепятственно вернуться домой.


РСТ полностью поддерживает идею компенсационного фонда. По оценке вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, объем такого фонда может составить 300 млн руб., что хватит для оказания помощи примерно 15 тыс. туристам. При этом за границей, как правило, одновременно находится около 25-30 тыс. граждан РФ. "Но все туроператоры не могут разориться в один день,— поясняет господин Барзыкин.— Фонд достаточный, но не избыточный"….

Полностью читать статью газеты  "Коммерсантъ", №67/П (4852), 16.04.2012

. . .

Источник:  онлайн-журнал HotLine.travel

АКТУАЛЬНО