Ростуризм распорядился приостановить продажу туров в Египет

Ростуризм распорядился приостановить продажу туров в Египет

Вчера в Ростуризме прошло экстренное совещание в связи с ситуацией в Египте. Участвовали представители МИД РФ, МЧС, Росавиации, РСТ, «Аэрофлота», «Трансаэро» и, конечно, основные игроки направления – «Анекс тур», «Библио Глобус», «Интурист», «Корал тревел», «Натали турс», «Пегас Туристик», «ТЕЗ тур» и др.

Заместитель директора департамента МИД РФ Игорь Беляев сразу сообщил, что нет необходимости экстренно эвакуировать находившихся в Египте туристов, поскольку обстановка на курортах в целом спокойная. Однако политическая ситуация в стране не улучшается, потенциальная угроза безопасности существует, и никто не может гарантировать, что массовые протесты не затронут курортные зоны. Поэтому надо сокращать количество находящихся в стране граждан России, то есть минимизировать отправку.

После чего генеральный директор компании «Интурист» Виктор Тополкараев от лица туроператоров сформулировал три вопроса.

1. Туров в Египет продано много, рейсы никто не отменяет. На каком основании туроператоры могут отказать туристам в поездке, если они все же хотят лететь?

2. Если турист все же отправился в Египет и с ним там что-то случится, будет ли виноват в этом туроператор, отправивший клиента в небезопасное место?

3. В Египте, по предварительно информации, находится 40-60 тысяч российских туристов. Существует ли четкий план их эвакуации на случай экстренной необходимости? И кто будет вывозить – туроператоры?

И всем присутствующим сразу стало понятно, что за прошедшие 2,5 года ничего не изменилось.

Полное дежавю. В январе 2011 года, когда в Египте громыхала «жасминовая революция», туроператоры задавали абсолютно те же вопросы. И, как и вчера, не получили на них ответов.

Итак, по первому вопросу. Единственное, что могут сделать турфирмы, чтобы туристы не поехали в Египет, это давать им полную информацию об обстановке в стране и о действующих рекомендациях российских властей воздержаться от посещения. Как технически донести эту информацию до клиентов? Разместить на сайтах – но туристы не обязаны заходить на сайты туроператоров. Сделать рассылку по агентствам – не факт, что информация дойдет до каждого туриста. Брать с клиентов расписки невозможно физически – в Египет летают сотни рейсов из десятков городов России. Да и опыт 2011 года показывает, что клиенты отказываются что-либо подписывать, если речь идет об ответственности.

По второму вопросу – ответа по-существу нет. Точнее, есть: виноват все равно будет туроператор. Вплоть до уголовного преследования – в соответствии с законом о защите прав потребителей – за продажу небезопасной услуги.

По третьему вопросу. «Туристического» плана-модели на случай чрезвычайной ситуации как не было, так и нет. Вчера договорились, что туроператоры предоставят списки находящихся в Египте туристов – по курортам. Представитель МЧС тихо удалился, не дождавшись окончания совещания.

Неусвоенные уроки 2011 года. Надо сказать, что участники вчерашнего совещания попытались найти формулировку резолюции, которая помогла бы конкретизировать стоящую перед туроператорами задачу и давала возможность ее поступательного решения. Остановились на варианте: рекомендовать туристам воздержаться от поездок Египет, а туроператорам – сократить чартерные программы на этом направлении. Но вечером Ростуризм выпустил информационное письмо, в котором формально рекомендовал, а фактически запретил туроператорам продавать туры в Египет. Все точно так же, как и в январе 2011 года. Но с одним немаловажным отличием.

Как известно, в статье 14 отраслевого закона говорится о праве туриста и туроператора требовать расторжения договора в судебном порядке: «В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения». Так вот, в начале 2011 года Ростуризм, выпуская свои рекомендации, употребил формулировку «в том числе в судебном порядке», явно смягчив требование закона.

А во вчерашнем письме ведомство пошло еще дальше: упоминание «судебного порядка» вообще отсутствует. Говорится просто: «…в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ухудшение условий путешествия и другое) (статьи 10, 14 Закона о туристской деятельности, статья 451 Гражданского кодекса Российской Федерации). При расторжении такого договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

То есть - отдавайте все и без разговоров. Туроператоров лишили малейшей возможности "вписаться" в ситуацию.

Сценарий под копирку. Судя по всему, дальнейшие события для туроператоров будут развиваться по сценарию 2011 года. Им строго предписано возвращать деньги за проданные туры. При этом, как и 2,5 года назад, госорганы не волнует, будут ли участвовать в этом процессе авиакомпании и гостиницы. Допустим, с отелями туроператоры как-то договорятся. А вот перевозчики будут всячески уклоняться от взаимного решения проблемы. При этом доля турбизнеса в стоимости турпакета минимальна, а, например, перевозки – порядка 40%. Вчера на совещании в Ростуризме начальник управления перевозок Росавиации Андрей Круглов, отвечая на вопрос, как ведомство может помочь турбизнесу, сказал: «Морально». На таком же совещании в январе 2011 года представитель Росавиации заявил, что ведомство не может заставить перевозчиков остановить полеты в Египет и возвращать деньги заказчикам рейсов. Ничего не изменилось.

Совершенно очевидно, что у туроператоров нет никакой возможности сразу возместить стоимость всех аннулированных туров в Египет. Каждый из них продал путевок на сотни миллионов рублей, и эти деньги, естественно, не сложены в мешок, а переведены поставщикам услуг. Возврат денег туристам постепенно в досудебном порядке или по решению суда даст турбизнесу возможность растянуть этот процесс и избежать возможных банкротств. И, кстати, только судебные решения позволят операторам в регрессном порядке предъявлять иски авиакомпаниям и отелям.

Мы говорили об этом 2,5 года назад. Ничего не изменилось. Весь груз финансовой и юридической ответственности снова взвален на плечи туроператоров.

Попытка прогноза. Раз уж сценарий января 2011 года «копируется», давайте восстановим хронологию тех событий – а вдруг и дальше все совпадет.

27 января 2011 года МИД выпустил рекомендации воздержаться от поездок в Египет. На совещании в Ростуризме по этому поводу 28 января тоже сначала говорили, что необходимости в эвакуации нет. На сайте Ростуризма появился приказ, в котором туроператорам и турагентам рекомендуется «с 29 января 2011 года приостановить отправку российских туристов в Египет на период существования угрозы безопасности (до нормализации обстановки)». Рекомендации – это максимальные полномочия ведомства в сложившейся ситуации.

Ко 2 февраля 2011 года количество аннуляций достигало 80% от забронированных туров. Но, несмотря на многочисленные предупреждения, не все туристы, ранее получившие документы на оплаченный тур, отказывались от поездки. Они просто приезжали в аэропорты и регистрировались на рейсы. Роспотребнадзор по этому поводу гневался, но туроператоры не видели возможности предотвратить поездки. Туры оплачены, самолеты летают, регистрация объявляется. Не силой же туристов вытаскивать из самолетов.

На курортах Египта находилось более 50 тыс. российских туристов. Желающих уехать досрочно – не более 2%.

В первых числах февраля туроператоры стали сворачивать чартерные программы. 2 февраля 2011 года Росавиация сообщила, что из Египта в Россию были вывезены 3837 человек, а улетели туда в этот день 277 туристов. Значительная часть рейсов была выполнена без пассажиров либо при минимальной загрузке – 5-10 человек. Находящимся в Египте пассажирам регулярных рейсов было рекомендовано менять свои билеты на ближайшие даты вылета. Фактически началась эвакуация туристов. К 11-12 февраля вывезли всех. Египет закрылся – до 1 апреля 2011 года.

Таким образом, если сценарий и дальше будет повторяться, через две недели российских туристов в Египте не останется.

Позиция РСТ. Российский союз туриндустрии рекомендует туристам, которые решили отказаться от поездки в Египет, сохранить право на получение туруслуг по заключенному с турфирмой договору. Иными словами – не расторгать договор, а поискать компромисс: либо изменить срок поездки, либо направление. РСТ просит туристов учитывать, что Египет – одно из самых массовых направлений на российском рынке, туров туда продано очень много, вернуть их стоимость единомоментно просто невозможно, поскольку деньги туроператоры перевели своим египетским партнерам и авиакомпаниям.

РСТ просит туристов с пониманием отнестись к тому, что в случае, если клиент настаивает на немедленном возвращении средств, туроператоры будут действовать согласно статье 14 закона «Об основах туристской деятельности», в которой оговорено право обеих сторон расторгнуть договор о реализации турпродукта через суд. Поэтому лучше найти решение в досудебном порядке. Ведь туроператоры, как и туристы, в том, что сегодня происходит в Египте, не виноваты.

Ирина Тюрина, RATA-news

 

По теме:

 

Спрос на Египет за вчерашний день снизился в 8 раз

В течение вчерашнего дня ситуация с Египтом развивалась стремительно и во всех смыслах негативно. В 12.35 появились «долгожданные» рекомендации МИД России российским гражданам – воздержаться от посещения Египта. Сразу после этого туроператоры стали фиксировать обращения туристов, желающих аннулировать туры. Резко снизилось и число новых бронирований. А ближе к 22.00 Ростуризм разместил на своем сайте информационное письмо, в которым туроператорам рекомендовано «приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Египет до нормализации обстановки в стране».

По информации, полученной из посольства России в Каире к вечеру 15 августа, чрезвычайное положение введено по всему Египту, а комендантский час – в 14 губернаторствах, включая Каир, Гизу, Александрию, Бени Суэйф, Минью, Асьют, Сохаг, Бухейру, Северный и Южный Синай, Суэц, Исмаилию, Кену и Файюм. При этом отмечено, что в туристических зонах Шарм-эль-Шейха и Хургады комендантский час не введен.

Передвижение в период действия комендантского часа разрешено для журналистов, освещающих события в стране, авиапассажиров при условии наличия паспорта и билетов, а также для туристов, переезжающих из аэропорта в отель и обратно.

Туроператоры по Египту вчера отметили резкое падение спроса на египетские туры. Руководитель PR-службы компании TUI Russia Наталья Новикова сообщила о немалом количестве звонков от туристов, чей отдых еще не начался, есть случаи перебронировки на другие направления. «Все вопросы об аннуляции мы будем решать в установленном законом порядке. Идем навстречу каждому туристу: не захочет в Египет – предложим, например, один из наших лучших отелей в Турции», – пояснила г-жа Новикова. На вчерашний день в компании не было зафиксировано ни одного туриста, желающего досрочно прервать свой отдых в Египте.

Менять направление предпочитают и клиенты компании «Анекс тур». По словам PR-менеджера Елены Захаровой, жители регионов, имеющие шенгенские мультивизы, в основном, переключаются на Испанию. Есть и отказы от поездок. «Две недели назад мы заметно сократили объем перевозки на направлении, поэтому пока наши самолеты полностью загружены», – сообщила она.

Относительно небольшое число отказов наблюдают в компании Coral Travel. Как уточнила руководитель отдела по связям с общественностью Марина Макаркова, сегодня в Египет вылетело порядка 700 туристов, из них аннулировали туры только 23 человека: «В офис нашей принимающей компании претензий от туристов также не поступало, как и обращений с просьбами об изменении сроков пребывания на отдыхе».

О том, что туристы не хотят покидать египетские пляжи досрочно, говорила и генеральный директор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная. Вчера в Египет улетел полный самолет. Об аннуляции туров в Египет просили только те, у кого вылеты должны состояться в ближайшие дни. При этом большинство готовы перебронироваться на другую страну, но обязательно «морскую» и желательно безвизовую.

Г-жа Подгорная добавила, что «египетское» лето выдалось довольно тяжелым, но с приростом по сравнению с прошлым годом. В начале года положительная динамика составляла около 15-20%, чуть позже, в связи с обострением ситуации в стране, спрос притормозил, и сейчас идет явное снижение продаж. По словам Анны Подгорной, компания постарается вернуть «отказникам» все деньги за неиспользованный тур, однако просит с пониманием отнестись к тому, что на это потребуется время. «К сожалению, у потребителя сложилось в корне неверное представление, что оператор буквально «сидит» на собранных средствах, туристы не учитывают, что деньги сразу же перемещаются по цепочке партнеров и поставщиков услуг», – заметила г-жа Подгорная.

Медиа-директор компании «ТЕЗ тур» Роман Рыбаков за последнюю неделю отмечает падение спроса на Египет в три раза. Туристам, отказывающимся лететь в Египет, оператор предлагает два варианта решения проблемы: замену страны в аналогичном ценовом диапазоне или аннуляцию тура. «Речь о замене идет только для туров с вылетом через неделю-две. Деньги мы также вернем, но это вопрос не ближайших дней. Все случаи рассмотрим и решим индивидуально с каждым клиентом», – пообещал г-н Рыбаков. Сейчас, по его словам, в турфирме решают, как приостановить продажи Египта.

По снижению количества бронирований компании называли вчера разные цифры. Большинство говорили о падении минимум на 50%. Но есть и более конкретная информация – от одного из крупнейших туроператоров направления. 14 августа по данным на 21.05 в компании было забронировано 1339 туров в Египет. На то же время 15 августа – 159 заявок. То есть количество бронирований снизилось более чем в 8 раз.

Наталья Панферова, RATA-news

 

АКТУАЛЬНО