Роспотребнадзор предложил изменения в отраслевой закон

Роспотребнадзор предложил изменения в отраслевой закон

10 марта с.г., , под председательством руководителя Роспотребнадзора Г.Г.Онищенко, состоялось заседание Консультативного совета по защите прав потребителей, где обсуждался вопрос о проблемах обеспечения защиты прав туристов при чрезвычайных ситуациях, угрожающих их безопасности и определение путей решения этих проблем. В заседании приняли участие вице-президент РСТ Ю.А.Барзыкин, зам. руководителя Ростуризма Е.Л.Писаревский и другие представители государственных органов власти и общественных объединений в сфере туризма.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на основании анализа имеющейся правоприменительной практики Роспотребнадзора в области туристического обслуживания предложила внести следующие изменения в Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 132-ФЗ).

Это касается гармонизации положения Закона № 132-ФЗ с требованиями других нормативных правовых актов, регулирующих сферы общественных отношений, связанных с туристическим обслуживанием и туристской индустрией.

В частности, по мнению Роспотребнадзора, необходимо в соответствующей части инкорпорировать нормы ст. 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в законодательство Российской Федерации о туристской деятельности в целях более четкого определения пределов ответственности российских туроператоров за последствия фактически возникающих отношений туристов с различными субъектами в стране временного пребывания.

Кроме того, в целях устранения пробелов законодательного регулирования в сфере туристического обслуживания, допускающих возможность фактического ведения «туроператорской» деятельности без выполнения соответствующих законных требований, предъявляемых к туроператорам, и минимизации рисков туристов-потребителей в этой связи, представляется целесообразным уточнить понятие  турператора,   дополнив   ст.   1   Закона №   132-ФЗ   прямой  дефиницией, устанавливающей, среди прочего, что турператором является лицо, внесенное в Единый федеральный реестр туроператоров (ст. 4.1 Закона № 132-ФЗ).

В этой связи необходимо также установить административную ответственность лиц, фактически ведущих туроператорскую деятельность без внесения в указанный реестр (по аналогии с положениями ст. 14.1 и ст. 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Одновременно, в тех же целях, предлагается «усилить» норму, установленную абз. 7 ст. 4.1 Закона № 132-ФЗ, установив, что юридические лица, реализующие на территории Российской Федерации «туристский продукт, сформированный иностранным туроператором», признаются туроператорами (со всеми вытекающими из данного факта юридическими последствиями).

В тоже время, как сообщил вице-президент РСТ Ю.А.Барзыкин, приведенная на совещании статистика по обращениям граждан в Роспотребнадзор в 2010 г. свидетельствует что из 225 тыс. обращений по вопросу защиты прав потребителей лишь  только 2 тыс. обращений относится к сфере туризма, т.е.0,9% от общего числа. Сравнительные данные о результатах контрольно-надзорной деятельности в защиту прав потребителей в сфере предоставления туристских услуг говорят о снижении их общего числа  с 2149 в 2008г. к 1675 проверок в 2010г.

По итогам заседания  представителям туриндустрии совместно с представителями общественных объединений потребителей было предложено дополнительно проработать направления совершенствования законодательства, регулирующего отношения в сфере туризма.

Соб. информация


Предложения Роспотребнадзора по законодательному обеспечению безопасности российских и иностранных туристов в Российской Федерации и российских туристов за рубежом, направленные в адрес Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму Федерального Собрания Российской Федерации

- в соответствующей части инкорпорировать нормы ст. 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в законодательство РФ о туристской деятельности;
- учесть положения ст. 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 03.06.2009 № 121-ФЗ) и Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
- уточнить понятие «туроператор», дополнив ст. 1 Закона № 132-ФЗ прямой дефиницией, устанавливающей, среди прочего, что туроператором является лицо, внесенное в Единый федеральный реестр туроператоров (ст. 4.1 Закона № 132-ФЗ);
- установить административную ответственность лиц, фактически ведущих туроператорскую деятельность без внесения в указанный реестр;
- обратить внимание на содержание самих понятий «реализация туристского продукта» и «туристский продукт», (в контексте положений п. 2 а. 779 и п. 3 ст. 1212 ГК РФ);
- гармонизировать законодательство Российской Федерации о туристской деятельности с общими требованиями гражданского законодательства (применение терминов «туристские услуги» и «договор об оказании туристских услуг»);
- расширить список оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии, установленных ст. 17.4 Закона № 132-ФЗ;
- законодательно пресечь возможность осуществления деятельности, не подпадающей под сферу действия Закона № 132-ФЗ, по организации пребывания групп детей вне мест своего проживания;
- законодательно закрепить порядок оплаты медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания (абз. 2 ст. 17 Закона № 132-ФЗ) в случаях, когда размер таких расходов превышает размер возможного покрытия по медицинской страховке;
- дополнить список обязательной информации, предусмотренный положениями ст. 14 Закона № 132-ФЗ, в частности, упоминанием о требованиях к туристическому обслуживанию и организации отдыха законодательства страны временного пребывания.

 

АКТУАЛЬНО