Решение Росавиации ведет к укреплению позиций иностранных перевозчиков

 Решение Росавиации ведет к укреплению позиций иностранных перевозчиков

Как мы уже сообщали, Росавиация опубликовала списки авиакомпаний, допущенных к выполнению чартерных рейсов в зимнем сезоне 2010/2011 года. Основные отказы касаются популярных горнолыжных направлений. Всем перевозчикам, подавшим заявки («Уральские авиалинии», «Атлант-Союз», «Московия», Sky Express, «Татарстан» и «Ямал»), не разрешено выполнять рейсы Москва – Зальцбург. Red Wings не получили допуска на полеты из Москвы в Зальцбург и в Инсбрук. Не будут осуществлены и несколько заявленных программ в Гренобль, Шамбери и Женеву. Росавиация также существенно ограничила попытки составить конкуренцию назначенным перевозчикам в Болгарии – отказы получили все заявленные цепочки из Москвы в Варну, Бургас и Пловдив. «Под раздачу» попали и программы «Трансаэро» в Ларнаку, цепочки на Тунис и чартер «ВИМ-Авиа» в Венецию (других отказов по Италии нет). А разрешение летать из Москвы на Гоа получил только «Аэрофлот». Отметим, что в основном запреты Росавиации касаются рейсов из столицы. Исключение – «Трансаэро» отказано в выполнении чартерной программы Санкт-Петербург – Ларнака, а также удививший многих запрет на полеты «Уральских авиалиний» из Екатеринбурга в Зальцбург. При этом все заявки по массовым «пляжным» направлениям были удовлетворены.

Перевозчики не пожелали комментировать решение Росавиации, и их можно понять. А, например, руководитель департамента по связям с общественностью «ВИМ-Авиа» Елена Федорова считает, что список нельзя считать окончательным, и не сомневается, что «при принятии решений будут, в первую очередь, учтены интересы потребителей». Туроператоры в этом не уверены.
Например, директор по туризму компании «Эрцог» Светлана Ермолаева назвала ситуацию «грустной». «Я как раз пересчитываю стоимость турпакетов, – сказала она. – Любая монополизация рынка ведет к росту цен, и расплачивается за это потребитель. Почему-то в нашей стране решили, что горнолыжный отдых должен быть обязательно дорогим. Через Зальцбург летят на не самые дорогие курорты, Болгария – это тоже бюджетное направление. Среди наших клиентов много пенсионеров, «старой гвардии» из поколения легендарных горнолыжников 60-х годов прошлого века, людей, которым даже скипасы дают бесплатно. Много у нас и детских спортивных школ со всей России. Для этих категорий удорожание стоимости пакета на €50 – существенно. Бюджетный тур, который стоил €426, теперь приближается к €500. По-другому, похоже, не получается: перелет до Мюнхена вместо Зальцбурга ведет к увеличению стоимости трансфера. Цена билетов на регулярных рейсах иностранных авиакомпаний сопоставима с ценой на чартеры, но надо учитывать еще условия перевозки горнолыжного оборудования, за которую часто приходится платить дополнительно. Кроме того, график прилета-вылета на этих рейсах также увеличивает стоимость трансферов».
«Цены вырастут», – согласен с коллегой коммерческий директор компании «Джет-Тревел» Максим Приставко. Правда, по мнению генерального директора «Асент Трэвел» Игоря Козлова, и его поддерживают представители других ведущих операторов на австрийском и болгарском направлениях, отсутствие допуска коснется, в первую очередь, компаний, имеющих небольшие блоки мест. Крупные игроки подготовились к такому развитию событий заранее.
«Лидер направления не может рисковать», – говорит генеральный директор компании «Солвекс» Ирина Петрова. Для нее ситуация по Болгарии была предсказуема: «92-й приказ никто не отменял, мы уже «проходили» решение Росавиации по летним чартерам, поэтому сразу переориентировалась на рейсы назначенных перевозчиков – «Аэрофлота», «Сибири» и Bulgaria Air. Расширение программы будем делать на Bulgaria Air.
«Мы уже давно переориентировались на регулярные рейсы в Австрию авиакомпаний Air Berlin, Austrian Airlines, Lufthansa и Niki. И цены, которые они предлагают, честно говоря, лучше, чем у российских чартерных перевозчиков», – говорит Максим Приставко. «Для нас ситуация не особенно болезненна, у нас есть квоты на Lufthansa и Austrian Airlines. Сразу после решения Росавиации мы их увеличили», – подтверждает Игорь Козлов.
Тем не менее, игроки рынка крайне удивлены столь поздним решением Росавиации. «Горнолыжные туры характеризуются ранним бронированием. У нас, например, продано уже более 70% пакетов, – констатирует Ирина Петрова. – Авиационные власти обещали принять решение по чартерам к сентябрьской выставке, на которую туроператоры, естественно, хотят выходить уже с готовыми продуктами. То, что это было сделано только в октябре, ставит многие компании в непростое положение».
«Продажи горнолыжных туров активно начались еще в сентябре. Я не говорю уже о том, что решение Росавиации спорно, но оно абсолютно точно несвоевременно», – согласен Игорь Козлов.
Запреты на рейсы по выгодным направлениям из Москвы никого не удивили, на то они и выгодные. «Больше всего нас застало врасплох запрещение «Уральским авиалиниям» летать из Екатеринбурга в Зальцбург, – говорит Игорь Козлов. – Из Екатеринбурга ведь больше никто туда не летает. Кроме того, Росавиация неоднократно декларировала, что будет отдавать предпочтение региональным рейсам. Туристы наши, конечно, улетят, но сама ситуация непонятна». «Запреты по Австрии для меня были неожиданными. Это ведь главное горнолыжное направление, объемы которого несравнимы с Болгарией», – добавляет Ирина Петрова.
Желание Росавиации упорядочить рынок авиаперевозок, в принципе, оправданно и понятно. Но форма, в которой оно реализуется, может привести к ограничению возможностей и без того не самых состоятельных российских потребителей. Желание крупных авиакомпаний укрепить свои позиции на рынке тоже понятно. Но не случится ли так, что сложившаяся ситуация будет способствовать успеху, в первую очередь, иностранных перевозчиков, но никак не российских. (Екатерина Сирина, специально для RATA-news)

АКТУАЛЬНО