Предложения Российского союза туриндустрии по совершенствованию отраслевого законодательства

Предложения Российского союза туриндустрии по совершенствованию отраслевого законодательства

Российский союз туриндустрии подготовил и внес в Ростуризм, Совет Федерации, Государственную Думу ряд предложений по совершенствованию отраслевого законодательства. Эти предложения касаются совершенствования правого регулирования туристской деятельности в положениях законопроекта о внесению изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ.

В целом Российский союз туриндустрии поддерживает большинство изменений в целях совершенствования правого регулирования туристкой деятельности, однако, ряд положений, по мнению РСТ,  требует существенной доработки либо исключения из законопроекта:

I. В первую очередь, по мнению РСТ, необходимо исключить норму, устанавливающую минимальный размер отчислений «не менее 100 тыс. рублей» из отраслевого закона, либо значительно снизить. Норму, для туроператоров, ранее не осуществлявших туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, взнос в компенсационный фонд в размере, составляющем 100 тысяч рублей при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма, предлагаем сохранить.

На прошедших заседаниях профильного Комитета ТПП РФ, Правления РСТ, Экспертного совета по туризму Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству был проанализирован необходимый размер достаточности объема средств компенсационного фонда, предусмотренного Федеральным законом № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Планируемый объем средств компенсационного фонда Ассоциации «Турпомощь» может достигнуть в текущем году более 150 миллионов рублей. Нужно учесть то, что средства компенсационного фонда будут не просто расходоваться, а незамедлительно восполняться из финансовых гарантий туроператора, не исполнившего свои обязательства.

II. В соответствии с действующей редакцией закона, при ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, экстренная помощь оказывается исключительно в случаях невозможности дальнейшего нахождения туристов в стране временного пребывания и невозможности туроператора самостоятельно устранить недостатки туристского продукта вследствие  его неплатежеспособности  или несостоятельности. В связи с этим РСТ считает необходимым внести соответствующие изменения в отраслевой закон, либо полностью исключить понятие «ненадлежащее исполнение».

III. Также необходимо снижение финансового обеспечения до следующих показателей: до 400 млн. рублей и УСНО – 30 млн. рублей, от 400 млн. до 1 млрд. рублей - 60 млн. рублей, свыше 1 млрд. рублей - 6% от общего объема реализации, кроме того, действующую формулировку «об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации в этой сфере туристского продукта за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации)» оставить без изменения.

IV. Необходимо привести в соответствие с требованиями закона «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса РФ отношения между туроператором и турагентом, дополнив часть пятую ст. 9 отраслевого закона словами «… за исключением, когда ответственность несет турагент в случаях, предусмотренных законом и договором».

V. Дополнение ст. 4.1. закона № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" абзацем следующего содержания: «установления факта неоднократного грубого нарушения туроператором настоящего федерального закона и/или иных норм законодательства о туристской деятельности,  со дня, следующего за днем, когда уполномоченному федеральному органу исполнительной власти  стало известно о вступившим в законную силу соответствующем судебном решении (решениях);»; требует чёткого определения и закрепления в законодательстве понятия «неоднократное грубое нарушение», т.к. судами разной подведомственности и юрисдикции при различных обстоятельствах, при отсутствии четкого и исчерпывающего перечня этих нарушений возможно расширительное толкование закона, что недопустимо.

Соответственно дополнение ст. 11.1. абзацем: «исключение сведений о туроператоре из реестра.» - без наличия механизма, как и основания для исключения, считаем не оправданным.

VI. Российский союз туриндустрии поддерживает внесение изменений в ст. 5 положения о классификации объектов туристской индустрии, а также перенос сроков классификации на 2018 год.

При этом РСТ отмечает, что проведение классификации объектов туриндустрии способствует повышению конкурентоспособности российского туристского рынка и обеспечению баланса интересов государства, хозяйствующих субъектов и потребителей. Обеспечивает предоставление потребителям необходимой и достоверной информации для компетентного выбора и соответствия объекта туристской индустрии категории, предусмотренной системой классификации.

В качестве основных препятствий для введения обязательной классификации объектов туристской индустрии участниками турбизнеса, в том числе представителями регионов определены проблемы неравномерности развития туристской инфраструктуры в России, отсутствие средств у субъектов хозяйственной деятельности, как для проведения классификации, так и для приведения объектов в соответствие с ее требованиями.

Одновременно необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся классификации объектов туристской индустрии, с учетом специфики и многообразия средств размещения, сложившихся к настоящему времени в туриндустрии.

VII. РСТ также предлагает инициировать изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации, дополнить статью 346.16, согласно которой налогоплательщик (туроператор) уменьшает полученные доходы на вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в ассоциацию.

Публикуя свою позицию на своем официальном сайте, Российский союз туриндустрии заявляет, что и в дальнейшем намерен оказывать всяческое содействие в разработке изменений к Федеральному закону № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

АКТУАЛЬНО