Почему в России исчезают турфирмы? - Отчет

Почему в России исчезают турфирмы?

Пресс-конференция руководителей РСТ и КонФОП

Отсутствие госрегулирования рынка туристических агентств создает серьезные проблемы потребителям туруслуг и подрывает доверие к бизнесу в целом. С таким заявлением выступил на вчерашней пресс-конференции президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. «Туристы отдают деньги именно турагентству, причем это 100-процентная предоплата, а оценить качество услуг можно лишь непосредственно в поездке», – сказал он.

Напомним, лицензирование турагентской деятельности было отменено с 1 января 2007 года. О том, что в результате этого ситуация на рынке продаж может только обостриться, РСТ предупреждал еще в 2003 году, когда соответствующие поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» только готовились. «Существовавшая в то время система лицензирования была, конечно, недостаточно эффективна, но ее нужно было совершенствовать, а не отменять», – подчеркнул Сергей Шпилько.

Сегодня государственный контроль на турагентском рынке отсутствует полностью. И это притом, что выйти на него предельно просто – достаточно лишь зарегистрировать юридическое лицо. Причем, минимальный размер уставного капитала составляет всего 10 тыс. рублей. Отсутствие гражданской ответственности и практически полная безнаказанность провоцируют некоторых недобросовестных предпринимателей открывать фирмы «под сезон». В случае возникновения проблем они легко закрывают агентство, а потом, не выплатив, бывает, что и миллионных долгов, также легко открывают новую фирму. Как отметил руководитель Правовой комиссии РСТ и генеральный директор юридического агентства «Персона грата» Георгий Мохов, призвать таких горе-бизнесменов к уголовной ответственности не удается. Статья 159 УК РФ, предусматривающая за мошенничество в особо крупном размере (более 250 тыс. рублей) наказание в виде заключения сроком от 2 до 6 лет, в случае исчезновения турагентства практически не применяется. Дело в том, пояснил г-н Мохов, что суд может вынести такой приговор только в случае доказанного умысла. Но поскольку деятельность турагентства относится к коммерческим рискам, директор закрывшегося агентства всегда может сказать – умысла не было, просто бизнес не получился.

Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина рассказала, что в этом году не было ни одного месяца, когда бы не появлялась информация об очередном происшествии с турагентством. География широчайшая – Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Благовещенск, Ижевск, Тверь, Новосибирск…

Положение, по ее словам, усугубляется еще и обострением конкуренции среди турфирм, приводящей к массовому демпингу. Агентства предлагают необоснованно, а порой и просто подозрительно высокие скидки. Стандартная комиссия, которую дают своим агентствам туроператоры, составляет в среднем 10-12%. Агентства, особенно новички, предлагают туристам порой 10-процентную скидку. Нормально вести бизнес на оставшиеся 2-3% невозможно. И фирма, проработав недолго, закрывается. И хорошо, если цивилизованно. Клиенты, естественно, ведутся на заманчивые предложения, не понимая, что это зачастую признак повышенных предпринимательских рисков, которые берет на себя агентство. А значит, рискует и сам турист, покупая тур в такой фирме.

Известны случаи, когда турагентства вместо оплаты забронированных туров шлют туроператорам гарантийные письма, а то и поддельные платежки. Поэтому операторы либо устанавливают крайний срок оплаты забронированного тура, либо не выдают агентствам авиабилеты и ваучеры на размещение, если к моменту отъезда клиента тур не оплачен полностью.

Во многих городах возникло такое явление, как «фирмы-дискаунтеры». Не стесняясь, они дают рекламу, в которой предлагают туристам подобрать тур в одной компании, а купить у них – со скидкой 10%. Фактически они только проводят через себя оплату, а в случае претензий заявляют: так вы же сами выбирали! И народ к ним идет, потому что – цена!

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонФОП) Дмитрий Янин заметил, что, конечно, нельзя все агентства огульно обвинять в желании обмануть клиентов. В России, напомнил он, успела сформироваться когорта профессиональных турфирм, работающих честно. Г-н Янин посоветовал потребителям туруслуг не гнаться за скидками, а также постараться не менять компанию, которая много лет добросовестно занимается организацией их отдыха. Что же касается нечистоплотных предпринимателей, то г-н Янин считает необходимым поражать их в правах. «Нужно создать такие условия, при которых они не могли бы заниматься туристическим бизнесом», – рекомендует он.

РСТ предпринимает усилия, чтобы агентский рынок мог хотя бы саморегулироваться. В 2007 году союз совместно с юридическим агентством «Персона грата» и издательским домом «Тонкости продаж» учредили Общероссийский генеральный реестр туристических агентств, где турфирмы могут регистрироваться в заявительном порядке. На сегодняшний день в него вошли 7935 компаний, что, по оценке Сергея Шпилько, составляет более двух третей рынка.

Стараются противостоять негативным процессам и региональные отделения РСТ. Например, Удмуртское отделение ввело платный подбор туров – за договор нужно заплатить 1 тыс. рублей, которые в случае покупки тура включаются в его стоимость. Тверское отделение вместе с областным органом управления туризмом создает собственный реестр. Члены входящего в РСТ Южно-Кузбасского объединения туриндустрии подписали соглашение об установлении максимально допустимых скидок на продажу турпродукта. Присоединились к нему 44 агентства Новокузнецка. Некоторые московские туроператоры отключают от системы онлайн бронирования тех, кто предлагает чересчур большие скидки.

Но, как отметил президент РСТ Сергей Шпилько, только инициативой снизу проблемы не решить. По его мнению, стоит рассмотреть вопрос о включении турагентской деятельности в перечень видов, упомянутых в постановлении правительства РФ № 584 от 16 июля 2009 года «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». Стоит подумать и о запрете доступа на рынок в качестве учредителей новых компаний тех лиц, которые ответственны за неисполнение судебных решений по обязательствам турагентств перед клиентами. Можно рассмотреть вопрос о введении обязательного минимального размера уставного капитала для юридических лиц, осуществляющих турагентскую деятельность.

РСТ приглашает все заинтересованные предпринимательские объединения, органы управления туризмом и участников рынка открыто обсудить вопросы регулирования турагентского рынка на очередном заседании правления и Регионального совета РСТ, которое состоится 23 сентября в рамках выставки «Отдых-2010».

источник: Rata-news

АКТУАЛЬНО