Недорегулирование агентств на рынке бьет по потребителю

Недорегулирование агентств на рынке бьет по потребителю

Ситуация, сложившаяся вокруг билетного скандала с участием компаний «Эвитерра Трэвел» и «Авиа Центр», действительно непростая. Тем более что законодательно этот вопрос с точки зрения ответственности однозначно не урегулирован. Свои рекомендации дает генеральный директор юридического агентства «Гладун консалтинг», член Правовой комиссии РСТ Анна Гладун:

«Понятно, что речь идет не о продаже турпродукта в формулировке ст. 1 закона «Об основах туристской деятельности в РФ», а о реализации отдельных услуг. Следовательно на возмещение убытков за счет фингарантий рассчитывать не приходится даже в том случае, если у покупателей авиабилетов были забронированы гостиницы.

Кроме того, договор, заключенный с использованием интернета, имеет все признаки открытой оферты. Договор с агентом считается заключенным с момента совершенного бронирования и оплаты услуг. Агент обязан исполнить данное ему поручение (продать авиабилет) в соответствии с указаниями покупателя и несет ответственность за все убытки, которые понес пассажир в результате аннуляции авиабилета.

Тем, кто попал в неприятную ситуацию, купив авиабилеты на сайте eviterra.com, можно дать несколько советов.

1. Сохраните документ, подтверждающий оплату билета.

2. В банк-эмитент, выдавший пластиковую карту, с помощью который оплачивался билет, подайте заявление на возвратный платеж.

«Промсвязьбанк», который оказывал услуги эквайринга компании «Эвитерра Трэвел», заявил, что не будет возвращать стоимость аннулированных билетов. Но заявление на возвратный платеж можно подать в банк-эмитент, выдавший пластиковую карточку. Это означает, что клиент оспаривает списание средств, в данном случае – на основании того, что услуга не была получена.

3. На основании ст. 786 Гражданского кодекса РФ, ст. 103 Воздушного кодекса РФ, «Общих правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 (Федеральные авиационные правила), авиабилет является договором перевозки между пассажиром и авиакомпанией, согласно которому авиакомпания обязуется перевезти пассажира в пункт назначения.

Согласно главе XXIII Федеральных авиационных правил возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, производится авиакомпанией или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Хотя, судя по всему, «Эвитерра Трэвел» вряд ли будет возвращать деньги. Но покупатели имеют право отстаивать свои интересы в суде.

4. Подавать иск можно к авиакомпании, на чей рейс продан авиабилет, или к агенту-продавцу (субагенту). Повторим, маловероятно, что подача иска к «Эвитерра Трэвел» приведет к реальному получению денег. Кроме того, судебный путь приводит к дополнительным расходам. Поэтому пассажирам лучше объединяться и предъявлять коллективные иски, чтобы снизить затраты на юридические услуги.

Наиболее вероятным вариантом является подача искового заявления к авиакомпании с обязательным подтверждением оплаты уже выписанного билета.»

О проблемах в недорегулировании работы агентств в целом, и он-лайн агентств в частности, Российский союз туриндустрии говорил уже давно. Эта проблема была поднята как на прошедшем в сентябре прошлого года XIV съезде РСТ, так и на заседании Президиума Правления РСТ 18 декабря 2013 г. 

Как отметил вице-президент РСТ Юрий Барзыкин  в своем комментарии, необходимо  принимать меры по регулированию агентского рынка, в том числе и законодательного порядка. Потребители не должны становится заложниками ситуации, когда деятельность агентств ничем не регулирована на рынке туруслуг.

АКТУАЛЬНО