КАК НА ВУЛКАНЕ

КАК НА ВУЛКАНЕ

РСТ провел в Москве пресс-конференцию, посвященную транспортному коллапсу в Европе, экономическим и правовым последствиям стихии

20 апреля в пресс-центре ИА «Интерфакс» состоялась пресс-конференция с участием президента РСТ Сергея Шпилько, пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, председателя автобусной комиссии РСТ Ольги Санаевой и председателя правовой комиссии Георгия Мохова. Темой пресс-конференции стала установившаяся над Европой «нелетная погода»: заложниками извержения вулкана в Исландии стали сотни авиаперевозчиков и туроператоров, а также миллионы туристов, застрявших в аэропортах.

Сергей Шпилько, изложив цифры и факты, характеризующие тяжесть сложившейся ситуации, тем не менее, оценил ее наметившееся развитие с осторожным оптимизмом:

- На сегодняшний день число «застрявших» сократилось более чем на треть, - сказал президент РСТ. - Ситуация нормализуется, и есть ощущение, что авиарынок заработает в нормальном режиме если не сегодня, то завтра.

В то же время, продолжил глава РСТ, стихия обнажила ряд организационных и законодательных проблем, не позволяющих в полной мере обеспечивать безопасность путешественников и защищать их права в подобных ситуациях. Во-первых, необходимо форсировать процесс принятия закона об обязательном страховании туристов на случаи чрезвычайных происшествий. Второй существенной проблемой остается недостаточно отлаженная система информирования. «Когда угроза достигает определенного уровня, загорается «красная лампочка», координаторы в лице МЧС, МИД, Минтранса, органов управления туризмом должны иметь возможность в считанные часы получать от перевозчиков, туроператоров  и любых других организаций, отправляющих людей за границу, в том числе, в командировки,  полные списки граждан, оказавшихся в зоне риска: кто где находится, в каких отелях, имена, фамилии, номера паспортов, контактные телефоны и т. д.», - сказал Сергей Шпилько. Еще одним важным условием преодоления кризисных и форс-мажорных ситуаций президент РСТ назвал объединение усилий всех участников процесса: «Министерствам и ведомствам в таких ситуациях надо действовать не только собственными силами, а собирать перевозчиков, крупных туроператоров и совместно решать вопросы, а также совместно анализировать последствия».

Характерным примером недостаточно использованных возможностей можно назвать ситуацию с отправкой дополнительных автобусов из России в аэропорты Польши, Германии и других европейских стран, где «застряли» тысячи наших соотечественников. Как сообщила руководитель автобусной комиссии РСТ Ольга Санаева, готовность отправить за туристами пустые машины выразили многие туроператоры, соответствующее предложение было направлено министру спорта и туризма РФ Виталию Мутко. Однако выезд за пределы России автобусов без людей расценивается как вывоз техники и подвергается принятым в таких случаях таможенным процедурам. «Мы не можем войти пустой машиной, а выйти с людьми. Нужно решать также вопросы визовой поддержки водителей этих автобусов, улаживать другие формальности именно на государственном и межгосударственном уровне. И здесь, конечно, нам необходимо содействие властей… Мы везли иностранцев, не сумевших вылететь в Россию, через территорию Белоруссии на свой страх и риск: по закону они должны получать транзитную белорусскую визу. Хорошо, что белорусские пограничники вошли в положение этих людей и не стали разворачивать их на границе», - рассказала Ольга Санаева.

Член правления РСТ, генеральный директор юридической компании «Персона грата» Георгий Мохов говорил о возможных правовых последствиях транспортного коллапса. Вопреки распространенному мнению, природная стихия не  является для туроператоров и особенно авиаперевозчиков заведомым оправданием в судах. «Слышны разговоры о том, что форс-мажор освобождает от обязательств, но это не совсем так, - заявил эксперт. –  Предприятие освобождается не от обязательств, а от ответственности за их неисполнение, если докажет, что были обстоятельства непреодолимой силы». В данном случае жертвами таких обстоятельств стали, прежде всего, авиаперевозчики. А что касается  туроператоров, Георгий Мохов рекомендует в подобных ситуациях делать туристам  альтернативные предложения маршрутов, сроков поездки и т. д. В конечном счете решать, кто кому должен, будет суд, и он учтет фактические затраты туроператора, а также то в какой мере туроператор участвовал в судьбе своего туриста, помогал ему в сложной ситуации.

Экономические последствия стихии для турбизнеса оценила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. По данным туроператоров, уже сегодня аннулирование поездок на майские праздники приближается к трети бронирований. Чаще всего люди отказываются от поездок в Европу, но растет объем аннуляций и на других направлениях. На глубине продаж стихия отразилась пока не так заметно, туристы продолжают покупать сезонные туры. Но испытание вулканом турбизнес и авиарынок выдерживают уже с огромным трудом.

Юрий Патрин
rustourunion.ru

АКТУАЛЬНО