ITC – еще одна жертва ценовых войн на туристическом рынке

Ситуация с туристами ITC далека от завершения

Компания ITC обсуждает со страховой компанией «Мегарусс-Д» возможность оплаты ее задолженностей перед отелями. Речь идет о том, чтобы страховая компания оперативно перечислила деньги за размещение в те гостиницы, где у туристов возникла необходимость повторной оплаты, а денег на это у них нет. Насколько законна такая схема, сказать трудно, но если она выгодна всем участникам конфликта, то, возможно, имеет право на существование.

По предварительной информации, компания ITC и страховщик «Мегарусс» договорились предложить клиентам, которые уже отдыхают на курортах или собираются это сделать в ближайшее время, взять в ITC подтверждение о невозможности выполнения компанией своих обязательств и повторно забронировать и оплатить отель через другого туроператора. Оба документа предоставляются страховщику, который на этом основании переводит необходимую сумму на кредитную карту туриста, не дожидаясь составления списка всех пострадавших. Как сообщила порталу «Интерфакс-Туризм» первый заместитель генерального директора «Мегарусс-Д» Анна Клочко, уже есть договоренность с одним из туроператоров, который будет осуществлять перебронирование, параллельно ведутся переговоры еще с одной компанией.

«Для тех, кто отказался перебронировать тур, действует стандартная система возмещения ущерба: после того, как будут собраны все заявления и составлен реестр пострадавших, туристам будут осуществляться выплаты либо в полном объеме, либо пропорционально. Пока перебронировать тур отказалось только одно турагентство», – пояснила представитель страховой компании. По ее словам, те туристы, у которых был оплачен только авиабилет и которым не успели перебронировать туры, отправились на отдых и получат компенсацию расходов на наземное обслуживание после возвращения. Всего по состоянию на пятницу 7 апреля было принято 10 заявлений от туристов и 7 заявлений от турагентств.

Между тем, продолжается история с четырьмя мурманскими туристами в Доминикане, от которых отель Majestic Elegance Punta Cana 5* потребовал повторно оплатить проживание. В конце прошлой недели от ITC появилась информация, что деньги в оба заказанных мурманчанами отеля – Majestic Elegance Punta Cana 5* (проживание с 3 по 13 апреля) и Iberostar Bavaro Resort 5* (13-22 апреля) – туроператор все-таки перевел. Но, поскольку в Доминикане пасхальные выходные и банки не работают, эти деньги, в общей сложности $10 тыс., отели получат только во вторник 10 апреля. Однако вчера, с трудом дозвонившись в ITC, директор мурманского турагентства Ирина Гурылева выяснила, информация оказалась ложью: никаких денег туроператор этим отелям не переводил.

Всплывают и новые случаи неисполнения компанией ITC своих обязательств перед клиентами и партнерами. Проблемы с размещением, как выяснилось, возникли в Доминикане еще у четырех человек. «Это семья из Читы, двое взрослых и двое детей, которые купили тур с размещением в отеле Bahia Principe Punta Cana сроком на две недели, с 31 марта по 14 апреля. Они оплатили свой отдых туроператору и имеют ваучеры, а также обратные билеты на рейс «Аэрофлота». Однако 6 апреля у туристов в отеле забрали паспорта и пригрозили не вернуть, пока туристы не оплатят свое проживание повторно», – сообщила RATA-news представитель Министерства туризма Доминиканы в России Галина Лысенко.

Примечательно, что и в этом случае агентству, отправившему туристов, в ITC сказали, что уже оплатили проживание, правда, не подтверждая свои слова документально. В то же время отелю, как следует из электронной переписки с представителем Bahia Principe, туроператор сообщил, что у него нет средств для оплаты размещения туристов, и порекомендовал гостинице взять деньги непосредственно у клиентов. Отель, тем не менее, решил не форсировать события, надеясь дождаться перевода средств ITC на свой счет. В понедельник, 9 апреля, судя по письмам из Bahia Principe, деньги так и не поступили. Нетрудно предположить, как поведет себя в этой ситуации отель, который за последнее время переживает банкротство уже третьего российского туроператора: до ITC с этой гостиницей также работали «Капитал тур» и «Ланта-тур вояж».

По словам г-жи Лысенко, сейчас россиянам в Bahia Principe Punta Cana вернули паспорта, а их ситуацией занимается посол РФ в Венесуэле: с Доминиканской Республикой у России дипломатических отношений нет.

Светлана Ставцева, RATA-news

 

Ранее по теме:

Проблема с оплатой проживания туристов ITC на Кубе решена

Вечером в субботу, 7 апреля, генконсул России на Кубе Зураб Перадзе сообщил туристам, которые проживают на Кубе в отеле Paradisus Princessa del Mar Varadero 5*, что проблема с оплатой их проживания решена, они могут отдыхать спокойно. Администрация отеля подтвердила, что претензий к туристам нет.

О проблемах, возникших на Варадеро, в пятницу 6 апреля в Российский союз туриндустрии сообщила заместитель генерального директора компании «Турэкспресс» Александра Новикова. По ее словам, у клиентов, отдыхающих на Кубе в отеле Paradisus Princessa del Mar Varadero, который был забронирован через компанию ITC, требуют повторной оплаты проживания.

Как позже рассказал RATA-news один из туристов Николай Усатый, требование было сформулировано в ультимативной форме: если не заплатите, ваш номер будет заблокирован, вызовем полицию, вы не сможете выехать из страны. «И, насколько я знаю, то же самое объявили еще двум парам из России», – сказал Николай Усатый.

К решению проблемы подключился Ростуризм, обратившись к послу РФ на Кубе Михаилу Камынину. Поздно вечером в пятницу туристы сообщили, что отель оставил их в покое, но предупредил – только до понедельника, если деньги не придут, мы вас выселим. А в субботу генконсул России обрадовал новостью, что проблема решена.

По данным консульства, попытки вымогательства предпринимались и в отношении и других россиян, отдыхающих на Кубе. Впрочем, часть туристов улетела в выходные дни, но есть те, у кого туры еще на неделю и даже две, до 22 апреля.

Напомним, что с такой же проблемой столкнулись четверо туристов в Доминикане: отель Majestic Elegance Punta Cana 5* при заезде 5 апреля также потребовал оплатить проживание. «Чтобы хоть чем-то помочь нашим клиентам, мы еще в четверг перевели им в Доминикану свою комиссию за этот тур, – сообщила RATA-news Елена Гурылева, директор мурманского турагентства «Радуга Севера», которое бронировало в ITC проживание для этих туристов. – Отправить им всю необходимую сумму у нас, к сожалению, возможности нет: туристы поехали на 20 дней, заплатили за проживание в двух гостиницах 5* порядка 10 тысяч долларов. Но мы знаем, что деньги также перевели их друзья».

Известно, что туристы повторно заплатили за проживание до 7 апреля. Также есть информация, что ITC все-таки перевели деньги в оба заказанных мурманчанами отеля – Majestic Elegance Punta Cana 5* (проживание с 3 по 13 апреля) и Iberostar Bavaro Resort 5* (13-22 апреля). Но, поскольку сейчас в Доминикане также пасхальные выходные и банки не работают, эти деньги отель получит только во вторник 10 апреля. С пятницы туристы на связь не выходили.

«Аэрофлот» отключил компании ITC выписку билетов, но подтвердил, что по ранее выписанным билетам все обязательства будут выполнены.

В пятницу на сайте ITC появилось обращение генерального директора компании Алексея Парфененка к туристам и партнерам. Сообщив о финансовых трудностях, в связи с чем отдельные отели могут отказаться заселить туристов без повторной оплаты, глава компании предложил своим клиентам два варианта развития событий. Туристы, у которых есть выписанные авиабилеты до места отдыха и обратно, могут отправиться на отдых и еще раз оплатить свое проживание. Эти затраты будут компенсированы за счет финансовых гарантий страховыми компаниями «Мегарусс-Д» (туры до 31 мая) «ГУТА-Страхование» (после 31 мая). Тем, кто решит не ехать, теми же страховыми компаниями будут возвращены деньги, уплаченные за тур.

Алексей Парфененок заверил, что суммы финансовой ответственности хватит на возмещение возможных требований всех туристов. И порекомендовал клиентам не аннулировать тур, потому что тем самым турист лишается права на получение компенсации от страховой компании.

 

ITC – еще одна жертва ценовых войн на туристическом рынке

Финансовые проблемы возникли у московской компании ITC («Международный клуб путешествий»). С одной стороны, масштаб деятельности этого туроператора несопоставим с «товарищами по несчастью», громко банкротившимися в последнее время. А с другой – фирма специализируется на дальних экзотических направлениях, которые стоят недешево. Ответственность туроператора застрахована на 30 млн. рублей в компании «Мегарусс-Д».

В последнее время в ITC задерживали зарплату, стали увольняться сотрудники: сразу 8 человек, работавших в подразделении по продаже авиабилетов, перешли в компанию «ВИП Сервис», рассылают резюме менеджеры по продаже туров. Пока все это не касалось туристов, была надежда, что туроператор уйдет тихо. Но вчера появился первый тревожный сигнал: мурманское турагентство «Радуга Севера» сообщило RATA-news, что отель Majestic Elegance Punta Cana 5* в Доминикане потребовал от туристов оплатить проживание, поскольку московский туроператор денег не перевел. Заметим, что это семья из четырех человек, которые купили тур на 20 дней, общая стоимость проживания составляет $10 тысяч.

«Самое обидное, что мы перевели деньги ITC еще в январе, а улетели туристы только 4 апреля. Их вполне можно было остановить, предупредить, что отель не оплачен, но туроператор нам ничего не сообщил о своих проблемах, – говорит заместитель директор агентства Ирина Чупракова. – Клиентам пока пришлось заплатить за первые сутки проживания, что делать дальше – не знаем».

К решению проблемы уже подключился Ростуризм: в отель отправлено письмо с предупреждением о том, что туристы не виноваты в возникшей проблеме. Завтра поступит официальное обращение в Министерство туризма Доминиканы.

По данным на вчерашний день, за границей находится около 150 туристов ITC, больше всего на Кубе – 44, в Доминикане – 31, по несколько человек в Мексике, во Вьетнаме и ряде других стран. Общая задолженность туроператора перед отелями – порядка $600 тыс. Кроме того, выписано много билетов «Аэрофлота», которые также не оплачены.

Вперед продано туров примерно на 300 человек, по предварительным подсчетам – на 26 млн. рублей. Так что пока ITC в сумму фингарантий вписывается.

Некоторым агентствам выданы документы и выписаны билеты на май-июнь. Поэтому очень важно не допустить, чтобы туристы улетали в далекие страны, не проверив, переведены ли деньги в отели.

Как ранее рассказала RATA-news директор по туризму ITC Елена Конкина, для компании очень тяжелым оказался нынешний зимний сезон. На таких популярных направлениях, как Куба и Доминикана, доля которых в общем объеме компании значительна, царил безудержный демпинг. «Из-за избытка авиаперевозки мы были вынуждены продавать перелет в эти страны по $500 при себестоимости $1200», – пояснила г-жа Конкина. Таким образом, на каждом туристе компания теряла минимум $700, покрывая убытки из оборота. Рано или поздно должен был образоваться кассовый разрыв – что и произошло.

Директор по туризму компании «Карибский клуб» Дмитрий Сааков подтвердил, что в зимнем сезоне риски несли многие компании. «Зайдите в любой поисковик и найдете предложение по отдыху на Карибах за 60 тыс. рублей на двоих, это – полный нонсенс. Но есть понятие себестоимости, а есть цена рынка, и туроператоры вынуждены под нее подстраиваться. Жаль, если у ITC не хватило ресурса выдержать эту гонку, – сказал г-н Сааков. – Но нишевым монопрофильным операторам в нынешней остроконкурентной борьбе особенно сложно».

Генеральный директор TEZ Tour Владимир Каганер уверен, что дело не в моно– или многопрофильности туроператора. «Чем крупнее бизнес, тем серьезнее проблемы, но дело не в масштабах, а в подходе к бизнесу. ITC – компания среднего уровня, у них наверняка не было финансовых запасов, позволяющих брать блоки на высокорисковых направлениях. Зачем по копеечным ценам отправлять туристов на Кубу, куда только билет стоит больше тысячи долларов? Надо успевать корректировать свои программы. Примеры есть: у нас на рынке немало успешных и устойчивых нишевиков», – заметил он.

Напомним, компания «Международный клуб путешествий» (International Travel Club Company, ITC) была основана в 1995 году как многопрофильный туроператор и офис продажи авиабилетов. В последнее время компания специализировалась на дорогих экзотических странах, в частности, Мексике, Бразилии, Кении, ЮАР, Маврикии, Перу, Аргентине и многих других, а также на дальних направлениях, ставших массовыми – Доминикане, Кубе, Вьетнаме. Судя по откликам агентств и других участников рынка, нареканий деятельность компании не вызывала, была известна профессионализмом менеджеров и хорошим обслуживанием туристов.

Официально компания о прекращении своей деятельности не объявляла. Сайт туроператора по-прежнему предлагает весь спектр экзотических путешествий. Стоит отметить, что компания ITC являющаяся членом Ассоциации туроператоров России (АТОР), как и в случае с компанией «Ланта-Тур», при возникновении кризисной ситуации была снята из списка участников АТОР на корпоративном сайте ассоциации.

Светлана Ставцева, Ирина Тюрина, RATA-news

 

АКТУАЛЬНО