Сдвоенные новости

РСТ всегда выступал за создание фонда оперативного реагирования и страхование ответственности по каждому туру

Скандал вокруг компании «Капитал тур» вновь разворошил тему финансовых гарантий. Представители законодательной и исполнительной власти кивают друг на друга, выясняя, кто что предлагал в период обсуждения поправок в закон об «Основах туристской деятельности». Находятся даже такие, кто упрекает Российский союз туриндустрии – например, в том, что организация якобы выступала против повышения верхней планки фингарантий. Или сопротивляется созданию фонда быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации с российскими туристами за рубежом, включая массовые потребительские конфликты.

И то и другое – ложь, и доказать это нетрудно. В письме на имя президента России Дмитрия Медведева от 01.11.2008 г. (аналогичное обращение было направлено председателю правительства РФ Владимиру Путину) президент РСТ Сергей Шпилько обращает внимание на то, что предлагаемые депутатами Владиславом Резником и Александром Ковалем законопроекты «О внесении изменений в статью 17.2 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"» не решают «проблемы изыскания средств на экстренную эвакуацию или расселение туристов в случае массовых потребительских конфликтов».

В решении от 22.10.2008 г. комиссии РСПП по туризму, индустрии гостеприимства и отдыха, которую возглавляет президент РСТ, записано: «Предусмотреть формирование за счет части страховых взносов фонда оперативного разрешения массовых потребительских конфликтов, когда требуется экстренная эвакуация или расселение туристов».

В письме председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), члена правления РСТ Дмитрия Янина председателю Госдумы РФ Борису Грызлову от 29.10.2008 г. предлагается «законодательно закрепить создание специального фонда экстренного реагирования в сфере туризма (для эвакуации и расселения пострадавших) за счет взносов туроператоров выездного туризма».

И, уж если на то пошло, еще в мае 2005 г., после памятных событий, связанных с цунами в Юго-Восточной Азии, РСТ внес в Госдуму свои предложения по вопросу разработки первоочередных мер по защите прав и законных интересов российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций за рубежом. В них содержались пункты, касающиеся и финансирования экстренных мер по оказанию помощи туристам, в том числе их эвакуации, и порядка взаимодействия участников туристического рынка, включая транспортные компании, с органами власти в случае возникновения таких ситуаций.

Что касается попыток обвинить РСТ в том, что организация выступала против увеличения размеров финансового обеспечения для крупных туроператоров, то и на этот счет есть документы. В том же письме Сергея Шпилько президенте России Дмитрию Медведеву от 01.11.2008 г. говорится: «Принятие данных законопроектов… не решит проблему защиты прав потребителей, поскольку предлагаемые суммы финансового обеспечения не увязаны с реальными объемами ответственности туроператоров перед клиентами. Для крупнейших туроператоров, банкротство которых грозит особенно тяжелыми последствиями для потребителей, эти суммы гарантий составляют лишь несколько процентов от годового оборота. Для большинства же участников рынка, особенно региональных туроператоров, обе предлагаемые суммы финансового обеспечения значительно превышают их годовые объемы продаж путевок…»

РСТ тогда отстаивал нижние пороги финансового обеспечения, адресованные малому бизнесу. Депутаты Резник и Коваль, напомним, предлагали ввести фингарантии в 100 млн. или 150 млн. рублей для всех туроператоров по «международному» туризму. А по поводу верхней планки мы предлагали в качестве оптимального решения проблемы страхование каждого отдельного договора о реализации турпродукта. Вот еще одна выдержка из письма президенту России: «Мы убеждены в необходимости повышения эффективности защиты прав путешествующих как потребителей. Но задача эта может быть решена только на основе дифференцированного подхода к требованиям финансового обеспечения туроператоров, учитывающим их сферы деятельности и объемы реальной ответственности перед потребителями. Это может быть страхование ответственности по каждой путевке, страхование рисков в зависимости от финансовых оборотов фирм. При этом существующие требования к финансовому обеспечению могут быть сохранены в качестве минимальных, а максимальные должны быть существенно выше предлагаемых в законопроекте сумм».

Кстати, опять-таки, чтобы внести в этот вопрос ясность. Еще в октябре 2006 года правление РСТ проголосовало за страхование ответственности туроператора по каждому договору о реализации турпродукта. И с тех пор планомерно придерживается этой позиции. И если кое-кто из оппонентов решил теперь это предложение поддержать, то, как говориться, милости просим. Вмести, глядишь, и получится.

 

 

Про жадные банки и злобных конкурентов

Трижды перенесенная пресс-конференция генерального директора компании «Капитал тур» Инны Бельтюковой все-таки состоялась в минувшую пятницу. Инна была великолепна. Снимаю шляпу. Сидевший рядом со мной серьезный человек из очень серьезного банка только головой качал, поражаясь ее самообладанию, умению удерживать внимание аудитории и подавать факты так, чтобы вызывать всеобщее сочувствие.

О чем же поведала Инна Бельтюкова истомленным ожиданием журналистам, а также турагентам, немало которых проникло в РИА «Новости»? Главный вывод: никаких просчетов в работе «Капитала» не было.

Жадные банки. Рассказала Инна известную уже историю про банк, один из восьми кредиторов компании, в котором в начале осени сменилось руководство и клиентская политика. Из-за чего «Капиталу» отказали в очередном пролонгировании кредита, да еще забрали несколько миллионов долларов, что, конечно, не входило в планы туроператора. Это и положило начало нынешнему коллапсу. Если перевести сообщение на язык конкретных фактов, то получится вот что. Принявшее дела руководство «Русславбанка», выяснив сумму задолженности «Капитала», заявило: верните все, что должны, тогда дадим новый кредит.

Еще раз Инна сообщила, что остальные банки были готовы поддержать компанию и пролонгировать кредиты на 5 лет под 11% годовых. Столь шикарные условия она объяснила тем, что туризм – социально-значимый вид деятельности: «Мы работаем с людьми». И уже должен был пойти первый транш в рамках дополнительного финансирования, но почему-то не пошел. Более того, Московский кредитный банк решил выйти из «пула», погубив все планы туроператора.

Изначально в пул кредиторов «Капитала» входили: Банк развития технологий, Глобэкс, Мастер-банк, Московский кредитный банк, Московский финансовый клуб, Риабанк, Росбанк, Русславбанк.

Кредиты – это не долги. Банки все еще совещаются по поводу «Капитала», и это тоже не новость, они всю прошедшую неделю делали то же самое. Есть ощущение, что банки так долго думают вовсе не о том, как помочь своему клиенту, поскольку здесь «промедление смерти подобно». Они ищут способ спасти свою репутацию: не хочется же признавать, что ты несколько лет финансировал компанию, которая, в конце концов, рухнула. Простите - приостановила свою деятельность.

А Инна и раньше в общении с журналистами, и в пятницу на пресс-конференции упорно проводила мысль, что кредиты – это не долги, это - кредиты. А кредитный портфель в $40-45 млн., по ее словам, это вполне нормально при годовом обороте компании в $0,5 млрд. И жила фирма вовсе не на кредитные деньги, основными «инъекциями» в бизнес было финансирование со стороны дилеров. Почему средства за оплаченные туры не переводились поставщикам услуг, Инна не объяснила. Зато виртуозно ушла от ответа на прямой вопрос о том, что размер общего долга компании, по оценкам конкурентов, составляет примерно 3 млрд. рублей. Инна сказала, что будет говорить об этом, только когда узнает, кто из конкурентов так утверждает и какова его кредитная история.

 Гипертрофированные цифры. Не забыла Инна укорить прессу, которая нагнетала напряженность, распространяя «гипертрофированные» цифры о количестве находящихся за рубежом туристов и о проданных вперед турах. И упрекнула зарубежных партнеров, которые своей «истерией» усугубили ситуацию. А всего и делов-то: 22 человека не разместили в Париже, около 50 - в Дубае, (были еще и Шарджа, и Гоа, но их Инна не упомянула), проблемы с выездом из отелей возникли у 32 туристов в Доминикане, около 70 - в Таиланде, примерно у 50 - в Египте.

Вообще-то цифры по проданным турам могли быть еще больше. В рейтинге лидеров по количеству обслуженных клиентов, где представлены «самозаявительные» данные туроператоров, «Капитал» в 2009 году указал 1709200 человек, а в докризисном 2008 году – 1970000. Да и на пресс-конференции Инна Бельтюкова упомянула «около 2 миллионов» человек, обслуженных в 2008 году. Как ни крути, в среднем получается примерно по 5 тыс. туристов в день. А то, что в это число наверняка «закопаны» проданные билеты, как раз и сработало сегодня на «нагнетание напряженности». Если бы «Капитал» обнародовал актуальные данные сразу, а не на шестой день после начавшегося скандала, никому не пришлось бы гадать на кофейной гуще.

А актуальные данные такие. За рубежом на момент проведения пресс-конференции находилось 2007 туристов. На 17 ноября, когда была приостановлена деятельность компании, продано 8323 тура на сумму $10 млн.

Никто никуда не летит. Новостью, хоть и ожидаемой, стало заявление Инны Бельтюковой о том, что в субботу и воскресенье 20 и 21 ноября компания также не сможет отправлять туристов за рубеж, а это примерно 1600 человек. Видимо, никто никуда не полетит и сегодня, и завтра - банки-то все еще совещаются. Правда, счета туроператора разблокированы, и поступившие на них средства были, в первую очередь, направлены на погашение задолженностей в Египте, где находится больше всего туристов «Капитала». Но на большее денег нет.

«Худший вариант – это если банки не договорятся, тогда компания подняться не сможет, - сказала Инна Бельтюкова. - Дальнейшая судьба проекта зависит от решения кредиторов, которое должно быть обнародовано 22-23 ноября. Поверит ли рынок еще раз, что мы надежный партнер, покажет время».

Призрачные гарантии. Инна Бельтюкова считает, что финансового обеспечения ответственности туроператора хватит, чтобы возместить убытки всех туристов, которые не смогут воспользоваться оплаченными турами. Напомним, что совокупный размер фингарантий трех юридических лиц «Капитала» - 190 млн. рублей. Еще на $6 млн. (примерно 180 млн. рублей) часть туристов застрахованы от невыезда, включая риск банкротства компании.

Простой арифметический расчет показывает, что всех этих денег на возмещение хватит, если каждый проданный тур стоит не более 44455 рублей. Что сомнительно, если учесть высокий зимний сезон и большое количество дальних направлений в ассортименте туроператора.

Генеральный директор компании «Инногарант» Виктор Калиновский сообщил, что, по данным на 19 ноября, к ним поступило более 1000 телефонных звонков с вопросами и 200 конкретных обращений по поводу возмещение убытков, но не у всех еще наступил страховой случай. Принято 23 заявления, еще 8 отправлены почтой из регионов.

Товарищ не в теме. Присутствовавший на пресс-конференции председатель Клуба защиты прав туристов Дмитрий Давыденко похвалил руководителей «Капитал тура» за то, что они в такой непростой ситуации не сбежали, а пытаются решить проблему и держат ответ перед клиентами, турагентами и журналистами. Поддерживаю на все сто процентов. До конца бороться за свой бизнес, не прятаться от бесконечных звонков, да еще и предстать перед телекамерами – такой выдержке можно только позавидовать.

Но кроме того г-н Давыденко заметил, что Клуб защиты прав туристов неоднократно поднимал тему создания фонда, с помощью которого можно было бы быстро реагировать на проблемы, возникающие у российских туристов, находящихся в зарубежных странах. Однако, по его словам, отраслевые предпринимательские объединения почему-то не хотят реализовать этот проект.

Дмитрий Давыденко явно не в теме. Российский союз туриндустрии, пожалуй, только Господу Богу не написал, что действующий механизм финансовых гарантий абсолютно бесполезен с точки зрения оперативной помощи туристам. Подробнее об этом смотрите следующий материал номера.

Злобные конкуренты. Апофеозом выступления Инны Бельтюковой было заявление: «Нас хотят закопать живьем. Скоро мы узнаем, кому было выгодно банкротить «Капитал тур». Это те, кто получит наши большие блоки на рейсах «Аэрофлота», кто уже сейчас ведет переговоры с нашими партнерами-отельерами, кто стал предлагать нашим дилерам аннулировать тур «Капитала» и со скидкой забронировать у них».

А что, и узнаем. Немногие откажутся от славы успешных конкурентов «Капитала». Помните объявление в парижском аэропорту? «Пассажира, прибывшего из Москвы и потерявшего портмоне в зоне паспортного контроля, просим не толпиться, а по одному подходить к стойке информации».

Учитесь подавать факты. Можно просто сказать, что компания Good предлагает туроператорам блоки мест, которые не оплачены «Капиталом». Но это же скучно. А вот мародерство злобных конкурентов – это уже настоящее кино. Зарубежные отели в массовом порядке аннулируют брони «Капитала», не рассчитывая получить за них деньги, – вариант неприятный. Гораздо лучше: туроператоры сбежались, как шакалы, чтобы нажиться на проблемах «Капитала».

Совершенно справедливы слова Инны по поводу очень лояльной сети дилеров. Это действительно так. И раздел «Спасибо за поддержку!», появившийся на сайте «Капитала» сразу после разразившегося скандала, никакая не провокация. Как же не любить туроператора, который продает тур, например, на Мальдивы по цене ниже рыночной, выплачивая турагентству комиссию 20%, а продавшему путевку менеджеру еще и 300 долларов наличными? Турист доволен, турагентство в шоколаде. Но – что же это за экономика такая?

 Слишком долго «Капитал тур» своей манерой ведения бизнеса рушил рынок, чтобы рассчитывать сейчас на сочувствие. Только Владимир Шаров, генеральный директор компании «Владинвесттур», которая занимается приемом иностранных граждан и никак не пересекается по бизнесу с «Капиталом», предложил Инне помощь. По ее словам, он готов заложить свои активы, чтобы поддержать коллег в трудную минуту.

В какой-то момент мне показалось, что сидевший рядом со мной серьезный человек из очень серьезного банка присматривается к Инне с позиции работодателя: заполучить такого сотрудника в службу по связям с общественностью – редкая удача. Высказывая свою обиду журналистам, отельерам и коллегам-туроператорам, Инна была убедительна настолько, что сама верила в свои слова. В изложении своей истории Инна была безупречна.

И только воспользоваться телекамерами, чтобы извиниться перед тысячами туристов, которые отдали ей свои деньги, а теперь в полной растерянности ожидают, что же будет дальше, - не догадалась. (Ирина Тюрина, RATA-news)

 

АКТУАЛЬНО