Гостиничное хозяйство: уроки кризиса и перспективы

Гостиничное хозяйство: уроки кризиса и перспективы

В Москве прошло очередное заседание Комиссии  РСПП по туризму, индустрии гостеприимства и отдыхаВ Москве прошло очередное заседание Комиссии  РСПП по туризму, индустрии гостеприимства и отдыха

28 июня в конференц-зале Российского Союза промышленников и предпринимателей состоялось очередное заседание Комиссии  РСПП по туризму, индустрии гостеприимства и отдыха. Темой обсуждения на этот раз стала ситуация в российском гостиничном хозяйстве. Члены Комиссии не стали приукрашивать положение дел и сошлись в том, что скудость гостиничной инфраструктуры и не отвечающий, в большинстве случаев, мировым стандартам уровень сервиса являются сегодня основными препятствиями к развитию внутреннего и въездного туризма.

Волов А.Б.Заседание вели вице-президент РСПП Виктор Черепов и президент Российского Союза туриндустрии Сергей Шпилько. За круглым столом собрались представители отельного бизнеса, гостиничных ассоциаций, Ростуризма, а также профильных вузов, готовящих специалистов в сфере туризма и управления средствами коллективного размещения.

С докладом об актуальном состоянии гостиничного комплекса России выступил директор по глобальным продажам в России и СНГ компании InterContinental Hotels Group Алексей Волов. Его выступление изобиловало показательной статистикой. Так, более 30% российского номерного фонда сосредоточено в Москвек и Петербурге, при этом по количеству гостиничных номеров на 1000 человек российские столицы уступают Парижу, Лондону, Риму в 5-7 раз. Количество номеров, отвечающих международным требованиям, в России, по сравнению с Европой и вовсе ничтожно, при этом львиная доля таких номеров приходится на Москву. При этом Москва до кризиса удерживала самые высокие в Европе цены на услуги размещения, и доходность московских отелей была значительно выше европейских. Однако кризис внес коррективы: российский гостиничный бизнес пережил самое глубокое падение доходности в Европе. По мнению Алексея, депрессия в гостиничной отрасли продлится еще несколько лет.

Чтобы преодолеть ситуацию, необходим комплекс мер, о которых говорится на протяжении долгого времени, и финансовый кризис сделал потребность их принятия лишь более ощутимой. Это, прежде всего, повышение внутреннего спроса на гостиницы, для чего нужны радикальные инфраструктурные перемены: дороги, аэропорты, доступные ж/д и авиаперевозки, современные и комфортабельные курорты. Необходимо более активное продвижение российских курортов как на внутреннем, так и на внешнем рынках. И крайне важно как можно скорее решить проблему нехватки квалифицированного персонала в гостиничной отрасли. С этой целью, считает Алексей Волов, можно даже привлекать линейных специалистов из стран, наиболее развитых и успешных в плане отельного бизнеса: Великобритании, ОАЭ и др.

Кадровая проблема вообще обсуждалась на заседании весьма бурно. Хотельеры не скрывали своего недовольства качеством подготовки специалистов в российских профильных вузах и колледжах. По признанию топ-менеджеров гостиниц, разговор с новоиспеченным «специалистом» нередко приходится начинать с фразы: «Забудьте все, чему вас учили в институте». В ходе дискуссии звучали призывы ужесточить госрегулирование в сфере профильного образования и в приказном порядке закрыть многие из расплодившихся в последние годы учебных заведений, не дающих должного образования.

С интересным докладом о текущем положении дел в туризме выступила Евгения Суконникова – заместитель начальника  отдела анализа туристического рынка, статистики и исследований в сфере туризма Ростуризма. По ее данным, несмотря на снижение в 2009 году выездного (- 16,8%) и въездного (-8.3%) турпотоков, для туризма в ВВП России увеличилась, составив 2,5% против 2,28 в 2008 году. Однако по этому показателю Россия по-прежнему существенно отстает от ведущих туристических дестинаций. Одной из причин отставания, помимо откровенно недоразвитой инфраструктуры, является слабое продвижение национального турпродукта на внешних рынках. Бюджет на продвижение России как туристического направления в 2009 году составил всего 4 млн. евро, тогда как  Турция на эти же цели потратила 112 млн. евро, Испания – 76,8, Италия – 132, Австрия – 52, Кипр – 40 млн., и даже Польша, для которой туризм не является ключевой статьей дохода, потратила на рекламу своего турпродукта почти в 2 раза больше средств, чем Россия.

Участники заседания высказали ряд конкретных предложений, направленных на оздоровление ситуации в гостиничном бизнесе. Все эти предложения нашли отражение в резолюции, которая в ближайшее время будет опубликована на нашем сайте.

Российский Союз туриндустрии (РСТ)
rustourunion.ru

 

Классификация гостиниц должна быть обязательной, но критерии оценки необходимо доработать

До кризиса в отношении гостиничного хозяйства журналисты чаще всего интересовались, почему в России такие высокие цены на услуги размещения. А что происходит с индустрией гостеприимства сейчас? Как она пережила кризис, какие уроки извлекла? Что показал уже начавшийся туристский сезон, как меняется загрузка отелей, проявляют ли инвесторы интерес к строительству и реконструкции коллективных средств размещения? Как повысить конкурентоспособность нашего гостиничного хозяйства?

Эти и многие другие вопросы развития индустрии гостеприимства в России обсуждались на специальном заседании Комиссии РСПП по туризму и индустрии гостеприимства, которую возглавляет президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Основной вопрос повестки дня звучал так: «Гостиничное хозяйство: уроки кризиса и перспективы».

 Собрание было весьма представительным. В дискуссии приняли участие представители таких известных гостиничных компаний и организаций, как Inter Continental Hotels Group (IHG), Jones Lang LaSalle Hotels, Baltschug Kempinski Moscow, Amaks Hotels & Resort, Cronwell Development и др. Выступали представители федеральных органов власти, руководства РСПП, РСТ, Федерации рестораторов и отельеров, Российской гостиничной ассоциации, Московской гостиничной ассоциации.

Серьезную проблему поднял в своем выступлении президент Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин . Уже полгода российские гостиницы и другие средства размещения лишены возможности добровольно пройти классификацию на звездность. Такая ситуация, по мнению экспертов, продлится как минимум до осени. Это связано с изменениями в законодательстве РФ.

Полгода назад, 27 декабря 2009 г., вышел закон №365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления». В статье 5 говорится о дополнении 5-й статьи закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» второй частью следующего содержания: «Классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма».

Как пояснил RATA-news Геннадий Ламшин, органом исполнительной власти в этом случае выступает Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, которое до настоящего времени еще не определило порядок аккредитации организаций, допущенных к проведению классификации. А пока нет аккредитованных организаций, классификация не проводится. Такой временной провал, по мнению г-на Ламшина продлится до осени, когда чиновники, вернувшись после каникул, смогут обсудить и принять закон о порядке работы аккредитованных организаций, который подготовило Минспорттуризма.

На заседании в РСПП Геннадий Ламшин сообщил, что 7 мая 2010 года вышел приказ Минспорттуризма № 461 «Об утверждении порядка классификации объектов туриндустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи». Главное отличие нового порядка классификации гостиниц в том, что теперь оценку и присвоение звезд будут проводить аккредитованные организации. Раньше это делали органы классификации, а решение о присвоении звездности принимал коллегиальный орган при Ростуризме (аттестационная комиссия). В приказе министерства не прописаны аккредитованные организации, кто их аккредитует, кто готовит экспертов для этих организаций, цены на услуги и др. Более того, экспертов гостиничной ассоциации настораживает тот факт, что теперь и оценку, и присвоение звездности будет делать одна и та же организация, тогда как раньше эти функции разделялись. «Ситуация, когда экспертная оценка и присвоение категории по звездности находится в одних руках, может привести к необъективности, а это одна из составляющих коррупции», - считает Геннадий Ламшин. Президент РГА полагает, что для принятия объективного решения необходим коллегиальный орган. Причем таких органов должно быть минимум восемь – по одному в каждом федеральном округе России. Г-н Ламшин напомнил, что ранее в стране было пять органов классификации отелей, где работало менее 30 экспертов. На всю Россию этого, конечно же, было мало. Поэтому, то, что теперь аккредитованные организации будут существовать во всех регионах страны – момент положительный. Неверно только то, что они же сами должны принимать итоговое решение о присвоении категории по звездам.

По словам Геннадия Ламшина, прежний порядок классификации средств размещения в России существовал почти пять лет. За это время добровольно получили классификацию по звездности лишь 450 гостиниц, хотя в России их более 7 тысяч, а всего коллективных средств размещения - более 11 тысяч. Это говорит о недостаточной эффективности прежней системы. Но как сделать ее эффективнее? Учтены ли они в новом порядке классификации, описанном в приказе № 461?

В беседе с корреспондентом RATA-news г-н Ламшин отметил, что Минспорттуризма полностью старую систему не изменило. Требования и критерии оценки остались прежними. «Но это требования пятилетней давности! - сетует Геннадий Ламшин. – За прошедшие годы топ-менеджеры отелей, эксперты, Российская гостиничная ассоциация, Ростуризм приобрели новый опыт, проработали замечания и предложили министерству формулировки необходимых изменений». Но они не были учтены в новом варианте документа. Более того, в конце 2009 года Ростуризм завершил большую научно-исследовательскую работу на тему «Совершенствование системы классификации гостиниц». Однако и это исследование учтено не было.

Выступая на заседании комиссии РСПП, г-н Ламшин сообщил, что, насколько ему известно, министерство планирует сделать классификацию гостиниц обязательной, но менее дорогостоящей. Принимать решение об аккредитации организаций для оценки и присвоения категории будут органы исполнительной власти в регионах. Участников заседания возможный переход от добровольной классификации к обязательной насторожил. Ведь предполагается, что без классификации гостиница работать не сможет. По мнению президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, в России существует немало хороших отелей, вообще не подходящих под действующие критерии «звездной» классификации. Например, если гостиница с высоким уровнем обслуживания расположена в историческом здании, она не может построить бассейн. Поэтому на «большие» звезды претендовать ей не приходится, а «маленькие» не будут соответствовать классу сервиса. Уж лучше вовсе не проходить классификацию. Что возможно только в том случае, если эта процедура добровольная. (Ольга Чижкова, RATA-news)

О других проблемах, поднятых специалистами гостиничного бизнеса на заседании комиссии РСПП, читайте в ближайших номерах RATA-news и RATA-news Hotel & Resort. 

Источник: RATA-news

 

АКТУАЛЬНО