Чартеры

Вся тяжесть решения искусственно созданной чартерной проблемы ляжет на плечи туроператоров

Долгое молчание Росавиации, которая с марта этого года старательно избегала комментариев по поводу чартерных претензий регулярных авиакомпаний, вчера было прервано, что привело к грандиозному скандалу. На пресс-конференции в «Интерфаксе» директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Владимир Тасун, глава Росавиации Александр Нерадько, его заместитель Олег Клим и руководитель Ростуризма Анатолий Ярочкин рассказали, как будут фактически душить чартерный рынок в угоду национальному перевозчику.

Александр Нерадько объявил, что Росавиация должна навести порядок на рынке чартерных перевозок и будет делать это, основываясь на приказе Минтранса N92 от 17 июня 2008 г. Напомним, согласно этому документу авиакомпании, планирующие выполнять чартерные рейсы на каких-либо направлениях, обязаны согласовывать это с назначенными регулярными перевозчиками. «Мы должны, в первую очередь, учитывать интересы регулярных авиакомпаний и добиться перераспределения рынка в сторону регулярных перевозок, которые более безопасны», - сказал г-н Нерадько. Последовал и упрек в адрес туроператоров: «Нам необходимо выработать алгоритм, который поможет избежать проблем из-за того, что некоторые туроператоры продают пакеты на те чартерные рейсы, на которые у авиакомпаний не было разрешений», - заявил глава ведомства, которое в течение двух лет выдавало перевозчикам разрешения, невзирая на пресловутый приказ.

Теперь заявки на чартеры будут приниматься только после согласования с назначенными перевозчиками и удовлетворяться по остаточному принципу, то есть в том объеме, за который не возьмутся регулярные авиакомпании.

По словам Владимира Тасуна, Россией подписано около 100 межправительственных соглашений по авиаперевозкам, но 92-ой приказ будет применен лишь в отношении трех стран – Греции (Ираклион), Кипра (Ларнака) и Болгарии (Бургас, Варна). По всем остальным направлениям вопрос о допусках будет решать Росавиация. Поэтому, подчеркнул г-н Тасун, предупреждение некоторых перевозчиков, что по «назначенным» направлениям никто кроме них летать не будет – «пустая угроза». Очевидно, имеется в виду заявление коммерческого директора «Аэрофлота» Андрея Калмыкова. Однако этот тезис г-на Тасуна противоречат минутой раньше произнесенным словам Александра Нерадько об интересах регулярных перевозчиков и обязательном согласовании с ними чартерных полетов. Попытки журналистов тут же прояснить эту ситуацию ни к чему не привели.

Еще Владимир Тасун сообщил, что Минтранс разрабатывает вариант «передачи» назначенному перевозчику пассажиров чартерных авиакомпаний, которые до получения допуска подписали контракт с туроператором. А поскольку регулярные перелеты минимум на 20% дороже чартерных, г-н Тасун заверил, что Минтранс будет контролировать, чтобы эта «передача» осуществлялась без каких-либо доплат. Хотя совершенно очевидно, что ничем таким министерство заниматься не будет и вся тяжесть решения искусственно и сознательно созданной проблемы, как всегда, ляжет на плечи туроператоров. И это – практически в начале летнего сезона.

Руководитель Федерального агентства по туризму и президент Ассоциации туроператоров России Анатолий Ярочкин заявил на пресс-конференции, что полностью поддерживает решение Росавиации. «Это делается в интересах самих пассажиров. Авиакомпании, которые имеют в своем парке один-два самолета, практически потеряют возможность выхода на рынок, а туристы будут летать с надежными перевозчиками», - сказал г-н Ярочкин.

Такая откровенная и дружная поддержка органами исполнительной власти фактической монополизации рынка, мягко говоря, удивительна. У президента Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, как, впрочем, и у всего турбизнеса, это вызывает немало вопросов. Почему сама Росавиация в течение двух лет не исполняла приказ Минтранса? Почему авиационные власти спохватились, например, не в январе, а непосредственно в канун летнего сезона, когда договора подписаны и продажи уже идут? «Не надо питать иллюзий, что, в случае возникновения проблем с туристами по уже проданным турам, стрелки ответственности удастся перевести на туроператоров. Мы не собираемся быть заложниками конкурентных амбиций авиаперевозчиков», - сказал Сергей Шпилько.

Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании Infomost и известный эксперт авиационного рынка, считает, что все происходящее сейчас в сегменте чартерных авиаперевозок противоречит мировым тенденциям. «С конца 90-х годов Россия шла по пути либерализации рынка внутренних авиаперелетов. Путь получился кривой, не всегда правильный, но все же привел к резкому увеличению объема перевозок, - говорит г-н Рыбак. – Любые действия, направленные на ужесточение, ведут к уменьшению трафика. И, конечно, зарегулированный рынок – это дорогой рынок». Эксперт назвал действия Росавиации «рудиментарным регулированием», которое отбрасывает Россию в 60-70-е годы прошлого века и ставят ее на одну ступень с такими одиозными странами, как Северная Корея и Иран. Поведение «Аэрофлота», без зазрения совести лоббирующего свои интересы, неприемлемо для национального перевозчика, убежден Борис Рыбак. «В Европе так давно уже не носят», - образно выразился эксперт.

 

Комментарий авиакомпании «Скай Экспресс»:

Приказ № 92 дает «Аэрофлоту» большие возможности по монополизации рынка туристических перевозок

Интересный комментарий по поводу ситуации на чартерном рынке дал порталу Aviation Explorer руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс» Виталий Коренюгин. Приводим его полностью.

«В преддверии летнего сезона крупнейший российский перевозчик провоцирует новую волну кризиса на туристическом рынке. Пострадают не только туроператоры, которые не смогут выполнить взятые на себя обязательства, но и пассажиры, которые вынуждены будут доплатить за турпутевки.

Туристический рынок с начала с весны этого года периодически терзают слухи об инициативах «Аэрофлота» запретить полеты на популярных направлениях чартерных перевозчиков. По мнению «Аэрофлота», он может удовлетворить спрос на направлениях, где он назначен официальным перевозчиком. Камнем преткновения в предстоящий летний сезон стали Ираклион, Ларнака, а также Бургас, Салоники – всего 13 направлений в Средиземноморье и Юго-Восточной Азии.

Росавиация вынуждена была поддержать монополиста: после неоднократных угроз «Аэрофлота» в адрес регулятора чиновники были вынуждены сделать такое заявление:

«Мы не должны наносить ущерб назначенным перевозчикам, чартеры должны брать только тот спрос, который не способны удовлетворить регулярные авиаперевозчики». Для примера, спрос на регулярные перевозки на одном из греческих направлений составлял в 2009 году чуть более 60 тысяч человек, а в летний период на этом направлении чартерными компаниями было перевезено более 200 тысяч. Стоит отметить, что Росавиация поддержала монополиста выборочно, «не в отношении всех межправсоглашений, которых у России около 100», а лишь по Греции, Кипру и Болгарии. Связано ли это все с приходом в «Аэрофлот» нового коммерческого директора? Возможно. Направлено ли на получение максимальной прибыли и увеличения рентабельности авиакомпании? Обязательно! Если на внутрироссийских маршрутах свое превосходство можно было показать, только снизив тарифы до низкобюджетных и летая себе в убыток, то на международных маршрутах можно и монополиста «включить».

А вот справится ли «Аэрофлот» с пиковым спросом летом, притом, что планирует уволить более 600 бортпроводников к лету? Думаю, нет. Даже «Трансаэро» – крупнейший игрок на чартерном рынке, обладая обширным парком самолетов Боинг 747 и являясь назначенным перевозчиком на ряде направлений, признает, что «ужесточение для отечественных авиаперевозчиков условий работы на международных направлениях массового спроса выглядит абсолютно нелогичным».

Забота о флагмане российской авиации понятна, но кто позаботится о пассажирах, которые рассчитывают на недорогие туры, заранее заказывая у туроператоров доступные путешествия с вылетом из удобного аэропорта? Теперь они получат, в лучшем случае, поездку по той же цене, но из «Шереметьево», а вероятнее всего - с доплатой $100-200 и неудобный аэропорт.

Конечно, формально приказ № 92 дает «Аэрофлоту» большие возможности по монополизации рынка туристических перевозок. Каким же недальновидным нужно было быть все два года с момента принятия приказа, чтобы не воспользоваться своим правом монополиста. Но еще более недальновидно активировать сейчас мину замедленного действия, ограничивая конкуренцию, навлекая на себя гнев отраслевых туристических организаций, коллег по цеху – авиакомпаний, простых потребителей. Концентрация перевозок на конкретных направлениях у одного-двух перевозчиков – это уже юрисдикция Федеральной антимонопольной службы, которая пока почему-то не проявила интереса к проблеме.

Аукнется все простому пассажиру, который в один «прекрасный» день, приехав в «Домодедово» или «Внуково» с чемоданами, будет поставлен перед фактом, что Росавиация и «Аэрофлот» запретили вылет авиакомпании N, поэтому всем необходимо явиться через 2-3 часа в аэропорт «Шереметьево» на рейс «Аэрофлота» и доплатить еще энную сумму денег. Тут знаете, кто не успел, тот опоздал!»

 

Комментарий авиакомпани «Трансаэро»:

Некоторым авиакомпаниям в условиях рынка трудно обойтись без административной поддержки

Авиакомпания «Трансаэро», разумеется, не могла остаться в стороне от проблемы, возникшей на рынке чартерных перевозок. Приводим фрагмент интервью, которое дала РБК daily генеральный директор компании Ольга Плешакова.

- На ваш взгляд, что происходило перед началом летней навигации, когда многие традиционные чартерные перевозчики лишились своих направлений? Чем закончилась история с Ларнакой?

- Начнем с того, что не мы устроили эту чехарду. Существовавшее ранее положение дел, когда никто не требовал согласования чартерных рейсов на туристических маршрутах массового спроса, нас вполне устраивало. Ведь 92-й приказ Минтранса принимался в условиях топливного, а затем и финансового кризиса, как мне кажется, с целью оградить системообразующих перевозчиков от чрезмерной конкуренции мелких компаний. Но он не применялся даже в тех условиях. Тем более странно выглядит попытка реанимировать его сейчас, когда рынок существенно растет. Видимо, некоторым авиакомпаниям, чтобы реально работать в условиях рынка, никак не обойтись без административной поддержки.

«Трансаэро» — крупнейший туристический перевозчик России. Мы имеем статус назначенного регулярного перевозчика на многих популярных маршрутах, но никогда ранее не пользовались им как ограничителем. Как можно развивать авиасообщение, вводя ограничения при помощи административного ресурса? Когда на каком-то рынке возникает избыточное предложение, с него уходят те, кто не выдерживает конкуренции. У нас в стране проводится абсолютно верная политика либерализации внутреннего воздушного пространства. Поэтому ужесточение для отечественных авиаперевозчиков условий работы на международных направлениях массового спроса выглядит абсолютно нелогичным.

 

Российские авиакомпании просят Минтранс отменить согласование чартеров с назначенными перевозчиками

Шесть российский авиакомпаний обратились в Минтранс с коллективным письмом, в котором просят отказаться от практики согласования чартерных программ с назначенными перевозчиками. Примечательно, что в их числе, помимо "Оренбургских авиалиний", "Атлант-Союза", "ВИМ-Авиа", "Таймыра", "Небесного экспресса", есть и «Трансаэро», которая сама является назначенным перевозчиком на нескольких направлениях.

Авторы письма, направленного министру транспорта РФ Игорю Левитину, отмечают, что действующее правовое регулирование международных чартерных полетов не соответствует существующему уровню развития этого сегмента рынка в условиях глобальной либерализации международного воздушного транспорта. «Исходя из необходимости поддержания конкурентоспособности российской авиационной отрасли в сфере турбизнеса, а также принимая во внимание потребности российских пассажиров в доступных туруслугах, считаем целесообразным снять требования по согласованию чартерных программ с назначенными перевозчиками», - говорится в письме. Авиакомпании просят отменить согласование чартеров на Варну, Бургас, Софию, Ларнаку, Ираклион, Салоники и другие греческие пункты, Зальцбург, Инсбрук, Рим, Милан, Венецию, Подгорицу, Карловы Вары, Прагу, Монастир, Джербу.

Как отмечают авторы обращения, отсутствие четких и прозрачных критериев, используемых Росавиацией при выдаче разрешений на выполнение чартерных программ, негативно сказывается на деятельности перевозчиков и туроператоров, а также ставит под угрозу перевозку российских пассажиров на наиболее востребованных направлениях. Они также напоминают, что пункт 20 приказа № 92 Минтранса, содержащий исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении допуска, не включает в себя отсутствие согласования назначенным перевозчиком, что возлагает на Росавиацию ответственность за принятие окончательного решения.

Авиакомпании просят поручить Департаменту государственной политики в области гражданской авиации внести изменения в действующие договоренности с авиационными властями указанных государств в части снятия ограничений по выполнению нерегулярных полетов и внести соответствующие изменения в приказ Минтранса России от 17 июня 2008 г. № 92.


Сергей Шпилько: «Необходимо дать авиакомпаниям возможность выполнить запланированные чартерные рейсы»

Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько обозначил позицию РСТ в связи с ситуацией, сложившейся на рынке чартерных авиаперевозок.

«Мы принципиально против административной чистки как туристического рынка, так и связанных с ним секторов экономики, в том числе, авиаперевозок. Мы – за добросовестную конкуренцию, которая сегодня ограничивается системой межправительственных соглашений с минимальным кругом назначенных перевозчиков. Это создает предпосылки для использования высоких тарифов на авиаперелеты, что, в свою очередь, ведет к удорожанию турпакетов.

Аналогичные последствия создает требование согласовывать с назначенным перевозчиком чартерные рейсы, главное преимущество которых – как раз более низкая стоимость перевозки. Поэтому мы не считаем целесообразным применять сегодня приказ № 92 Минтранса, принятый два года назад и неожиданно появившийся из-под сукна в канун высокого туристического сезона, когда договоры между авиакомпаниями и туроператорами уже заключены и продажи давно начались.

Попытки обвинить авиакомпании, не согласовавшие чартерные программы с назначенными перевозчиками, в нарушении приказа, а туроператоров – в том, что они подписали контракты с этими «нарушителями», выглядят несостоятельными и абсурдными. Именно Росавиация принимает решения о допуске перевозчиков к осуществлению чартерных программ, и именно это ведомство в течение двух лет закрывало глаза на неисполнение требований пресловутого документа.

Мы считаем, что в сложившейся ситуации целесообразно предоставить авиакомпаниям возможность выполнить запланированные чартерные рейсы. А в перспективе - отменить упомянутое требование по согласованию чартерных перевозок с назначенными перевозчиками. Кроме того, необходимо расширить перечень назначенных перевозчиков, внеся соответствующие изменения в межправительственные соглашения с зарубежными странами, которые являются массовыми туристическими направлениями для россиян».


«Трансаэро»: любая отмена рейсов неизбежно нанесет ущерб пассажирам

В минувшую пятницу свою официальную позицию в связи с «чартерным скандалом» обнародовала авиакомпания «Трансаэро».

«Как крупнейший перевозчик Российской Федерации на туристических маршрутах «Трансаэро» имеет все необходимые разрешения российских и зарубежных авиационных властей для того, чтобы в полном объеме выполнять заявленные программы полетов – как регулярные, так и чартерные – на протяжении всего летнего периода 2010 года. «Трансаэро» поддерживает стремление Росавиации к упорядочению рынка чартерных перевозок в нашей стране. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с приказом Минтранса № 92 отказ в согласовании чартерных рейсов с назначенным на маршрут регулярным перевозчиком не является причиной для запрета в выполнении полетов. Межправительственные соглашения о воздушном сообщении с другими государствами также не содержат норм, регулирующих отношения между властями и авиапредприятиями одной страны. Таким образом, окончательное решение в каждом случае остается только за Росавиацией, имеющей права и обязанности выполнять функцию регулятора.

«Трансаэро» последовательно выступает за то, чтобы рынок международных чартерных перевозок, а, следовательно, и интересы туристических компаний и пассажиров, были защищены от ненадежных и финансово неустойчивых авиакомпаний. Критериями допуска на этот рынок должны быть способность авиаперевозчиков обеспечить надлежащий уровень безопасности полетов, наличие у них резервных бортов, позитивный опыт предыдущей работы.

В настоящее время есть все условия для значительного увеличения туристических перевозок. В этих условиях крайне важно, чтобы растущему спросу на туристическом рынке соответствовала ситуация на рынке перевозок, где не должно быть места монополизму, суть которого предопределяет диктат цен и снижение доступности турпродукта. Кроме того, монополизация рынка, отсутствие на нем здоровой конкуренции неизбежно нанесет удар по малому и среднему турбизнесу. Только совершенствование рыночных механизмов может стать гарантией успешного и стабильного развития как авиационной, так и туристической отрасли.

В преддверии летнего сезона, когда уже началась реализация программ полетов, сформированных в соответствии с ранее полученными разрешениями, любая отмена рейсов неизбежно нанесет ущерб пассажирам. Туриндустрия России должна полностью реализовать свой потенциал весьма важного фактора дальнейшего подъема отечественной экономики в послекризисный период».

 

"Аэрофлот" считает, что туроператоры шантажируют Росавиацию

Вчера в ответ на обращение шести российских авиакомпаний к министру транспорта РФ Игорю Левитину с просьбой отменить согласование чартерных программ с назначенными перевозчиками «Аэрофлот» распространил открытое письмо, в котором обозначил свою позицию по этому вопросу.

Разумеется, ничего неожиданного не произошло. «Аэрофлот» напомнил, что является назначенным перевозчиком на Ларнаку и Ираклион, и, в соответствии с международными договорами, выполнение чартерных рейсов не должно наносить ущерб назначенным перевозчикам. Авиакомпания готова удовлетворить прогнозируемый спрос на этих направлениях, приготовилась выполнять 21 регулярный рейс в неделю в Ларнаку (А-320, А-321, Ил-96) и 7 регулярных рейсов в Ираклион (Ил-96). При наличии повышенного спроса планируется введение дополнительных рейсов.

Резанул в этом письме явный словесный перебор в оценке происходящего.

Например, просьба авиакомпаний отменить согласование с назначенными перевозчиками определена как «игнорирование требований Приказа № 92», а это, в свою очередь, не что иное, как «прямое нарушение действующего законодательства», хотя речь идет о ведомственном документе. А туроператоры, оказывается, «шантажируют авиационные власти», выражая беспокойство в связи с возникновением проблем у туристов, которых приходится пересаживать с рейса на рейс.

В общем, до взаимопонимания – как до Луны.

Вчера же глава Ростуризма Анатолий Ярочкин высказал РИА «Новости» мнение, что согласование чартерных рейсов с назначенными авиаперевозчиками лучше начать с сентября, а не с середины мая. «Применение приказа Минтранса №92 без определения количества рейсов и оценки реальных возможностей назначенных перевозчиков по удовлетворению спроса в высокий сезон может привести к непредсказуемым последствиям. Решение о применении требований приказа на летний период надо было еще в феврале», - отметил г-н Ярочкин.

Полный текст открытого письма «Аэрофлота» смотрите здесь.

Позиция Российского союза туриндустрии изложена здесь.

Источник: Rata-news

АКТУАЛЬНО