Сергей Шпилько: «Гостеприимство навязать нельзя»

Сергей Шпилько: «Гостеприимство навязать нельзя»

Прошедший в Санкт-Петербурге XII съезд Российского союза туриндустрии завершил очередной этап в работе самого крупного в отрасли предпринимательского объединения. Президентом РСТ вновь, уже в 15-й раз, единогласно избран Сергей Шпилько (фото). О настроении рынка, о проблемах турбизнеса и о планах союза Сергей Павлович рассказал в интервью RATA-news.

- Сергей Павлович, только что прошел съезд РСТ. Каково настроение представителей отрасли в различных регионах, учитывая все особенности нынешнего момента? И вообще, какое у Вас осталось ощущение?

- Судя по выступлениям делегатов с трибуны съезда и по общению в кулуарах, настроение у игроков рынка не пораженческое. Хотя было немало критики в адрес новых размеров финансового обеспечения, в том числе на заседании Комиссии Северо-Западного отделения РСТ по въездному туризму. Хотя то, что фингарантии на въезд хотя бы не повысились, было отмечено как положительный факт. Вопрос стоял так: за что платим, если нет страховых случаев. То же говорили и многие регионы в отношении уже всей системы фингарантий в сфере международного туризма. Складывается впечатление, что в десятках субъектов РФ за время действия фингарантий страховых выплат либо не было вообще, либо они носили единичный характер и суммы были небольшие.

Впрочем, беспокоят участников рынка и другие проблемы. Например, срыв детских каникул в смысле выезда за рубеж школьных групп, хронический демпинг на ряде направлений, высокая стоимость перевозки, которая, в частности, сдерживает развитие внутреннего туризма. Размеры тарифов страхования ответственности туроператоров особенно волнуют региональные компании. Загородные объекты размещения беспокоятся по поводу увеличения налога на землю после перехода на ее кадастровую оценку. Гадает бизнес, во что ему обойдутся обязательные мероприятия по защите персональных данных, вступающие в силу с 1 января будущего года, и как быть с хакерскими атаками, жертвами которых все чаще становятся интернет-ресурсы крупных туроператоров.

Проблема снижения объемов продаж тоже обсуждалась: спад наблюдается почти везде, за исключением тех объектов и продуктов, на которые до кризиса в высокий сезон спрос значительно превышал предложение. Например, на ведущие здравницы. Удержали турпоток и страны, где гостиницы вовремя снизили цены, а власти стимулировали турпоток с помощью либерализации визового режима и иных преференций. Динамика и оценки снижения рынка приводились разные. По данным сети МГП, например, спрос упал на 10-15%, а не на 30-40%, как считается в среднем по рынку. Впрочем, здесь надо учитывать возможность перераспределения продаж в пользу более сильных игроков, у них и цифры получаются оптимистичней. Большинство выступающих говорили о том, что в августе, сентябре и октябре спрос стабилизировался и появились первые признаки оживления ситуации на корпоративном рынке.

Что касается РСТ, то съезд оценил его работу, как удовлетворительную. По мнению делегатов, свою миссию Союз выполняет, хотя есть немало резервов повышения эффективности работы. А по поводу ощущений – благодарен всем, кто в это непростое время нашел силы и время участвовать в работе съезда. Признателен за поддержку администрации Санкт-Петербурга, отдельная благодарность Северо-Западному региональному отделению РСТ, на которое легла основная нагрузка по проведению съезда. Назову официальных партнеров и спонсоров съезда: ГТК «Россия», пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад», Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость), Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, ООО «Петра», «Аккорд ТТ», «ТурЭкспертСервис Северо-Запад», «Санкт-Петербург Экспресс», Eventconcept, 122 МСЧ, отели «Амбассадор» и «Азимут», турфирмы «Мир», «Ника», «Балтик Тревел Компани» и «Арктур Тревел».

- То есть с организационной точки зрения мероприятие удалось?

- Думаю, за последние годы это был самый представительный туристический форум. Пленарное заседание в актовом зале Смольного, прием в Петропавловской крепости от имени губернатора Санкт-Петербурга, отличное размещение, бесплатный перелет для региональных членов РСТ из тех городов, куда летает ГТК «Россия». Всего для участия в съезде зарегистрировались 539 делегатов и 79 гостей. Накануне, 12 октября, в гостинице «Амбассадор» прошло совместное заседание Правления и Регионального совета РСТ, в котором приняли участие более 100 представителей туриндустрии из более 20 регионов страны. А на следующей день после съезда началась ознакомительная программа для туроператоров и агентств по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, открылась крупнейшая на Северо-Западе международная туристическая выставка Inwetex – Cis Travel Market. В рамках выставки прошла международная конференция по подготовке кадров для туриндустрии, состоялись расширенные заседания комиссий РСТ по автобусному и въездному туризму. Все очень четко, конкретно, по-деловому.

- Что было решено на съезде и какие задачи ставит перед собой РСТ на ближайшее время?

- Во-первых, на съезде обычно решаются организационные вопросы: выборы нового состава руководящих органов, размеров членских взносов и другие. Во-вторых, это место и время для сбора наказов самому союзу с точки зрения его дальнейшей работы. В частности, съезд единогласно поддержал необходимость внесения в федеральный закон № 184 «О техническом регулировании» поправок, касающихся наделения субъектов РФ полномочиями по развитию туризма с соответствующим финансированием. Кроме того, состоялось серьезное обсуждение ключевых вопросов развития отрасли, поднятых в отчетном докладе.

Участники съезда, в частности, выразили поддержку позиции РСТ в отношении механизма финансового обеспечения ответственности туроператоров, занятую Союзом в ходе внесения изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». По мнению РСТ, закон вообще нуждается в комплексной переработке с учетом накопленного опыта применения финансовых гарантий.

С каждым годом возрастает административно-финансовая нагрузка на бизнес. Не успели перейти на новые размеры фингарантий, а впереди уже расходы на проведение мероприятий по защите персональных данных в соответствии с законом 152-ФЗ «О защите персональных данных». Добавьте к этому плату за публичное исполнение авторских произведений в гостиничных номерах и каютах круизных судов, налоги. А что творится в регионах с налогом на землю после перехода на кадастровую ее оценку! Если этот налог будет так расти, неизбежен массированный вывод из оборота рекреационных земель и их дальнейшая распродажа под коттеджную застройку и другие цели. В общем, надо «тормозить» все, что ведет к увеличению «непроизводственных расходов» туриндустрии, потому как практика показывает: если вовремя этими вопросами не заняться, аппетиты контролирующих органов и уполномоченных структур могут зайти слишком далеко. Это не значит, что мы будем откладывать в долгий ящик вопросы саморегулирования, изменений в законодательстве, совершенствования подготовки кадров, квалификация которых играет все большую роль в конкурентной борьбе на рынке. Мы этим занимаемся постоянно, но решение их требует больше времени и согласований.

Подобных вопросов в отчетном докладе поднималось много. И еще больше добавилось после выступлений делегатов съезда. Собственно, как сказано в докладе, надо делать отдельные подпрограммы развития по каждому виду или хотя бы по основным видам туризма плюс региональные программы. Тогда в концепции и федеральной программе развития внутреннего и въездного туризма найдут свое отражение действительно актуальные проблемы отрасли.

- Что вы подразумеваете под комплексной переработкой закона «Об основах туристской деятельности»?

- Комплексная переработка закона означает внесение в него изменений, которые касались бы не только сумм финансового обеспечения, но и механизмов действия фингарантий, понятийного аппарата, всего комплекса правоотношений, возникающих на различных этапах создания, продвижения и реализации турпродукта, в том числе между туроператорами и агентствами, продавцами турпродукта и клиентами и т.д. Необходимо узаконить более адекватный баланс прав и ответственности участников рынка. А то сейчас, что бы в мире ни происходило – цунами, эпидемии, массовые волнения в той или иной стране, крайними оказываются туроператоры, а то и турагентства.

Вопросы страхования в сфере туризма, по уму, надо вообще выносить в отдельный закон. Это работа не на один день, и ее надо делать вместе с Минспорттуризмом и депутатами. Иначе замучаешься согласовывать авторские наработки. А потом, мне кажется, рынку было бы неплохо год-другой отдохнуть от чехарды законов. Не считая, конечно, необходимости решения таких вопиющих проблем, как фиктивность, по сути, страхования ответственности туроператоров в сфере въездного туризма и других подобных «ноу-хау» регуляторов предпринимательской деятельности.

- Но решение многих перечисленных вопросов зависит не только от РСТ.

- И не только от Минспорттуризма и Ростуризма. Решение большинства наиболее сложных проблем отрасли находится в ведении других министерств и ведомств: Минтранса, МИДа, Минэкономразвития, Минфина и др. Вот и надо с ними работать сообща. И у нас есть такой опыт. Это касается и истории с поправками в закон «Об основах туристской деятельности», в работе по которым мы тесно взаимодействовали с Минспорттуризмом, Федеральной антимонопольной службой, Минэкономразвития. И принятых изменений в закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», упростивших процедуру регистрации иностранцев в гостиницах. И поправок в закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которым режим безвизового 72-часового пребывания был распространен на туристов, прибывающих в страну на морских паромах. Сейчас мы плотно работаем с Росохранкультурой по вопросу сборов за публичное исполнение авторских произведений в гостиницах, с Росграницей – по ситуации на погранпереходах, сотрудничаем с ФАС, Минрегионом, депутатами Госдумы и Совета Федерации, региональными администрациями и органами управления туризмом.

- Что Вы думаете по поводу создания саморегулируемых организаций в туризме?

- Вопрос этот на съезде обсуждался. Мы – за развитие саморегулирования, в том числе в самом РСТ. Но превращать полностью Союз в СРО пока не спешим. Надо понять, каков будет реальный механизм взаимодействия СРО с госорганами, смогут ли они действительно отстаивать права предпринимателей. И мы, конечно, против идеи навязывания обязательного членства участников того или иного сегмента туристического рынка в одной саморегулируемой организации. В нынешних условиях это открывает слишком большие возможности для административного произвола в самой СРО или по отношению к ней со стороны органов власти. Поэтому РСТ готов поддержать процесс создания СРО и на федеральном, и на региональном уровнях. И пусть их будет достаточно для того, чтобы туроператоры, турагентства, гостиницы и другие участники рынка могли выбирать, что им больше подходит. Важно, чтобы процесс создания СРО шел снизу, а не навязывался сверху. И чтобы инициаторы создания СРО отчетливо понимали, какие потребуются на его поддержку затраты и чем конкретно организация будет заниматься.

- А что вы можете сказать по поводу текущих проблем РСТ?

- Главная из них – стать более полезной организацией для каждого ее члена. Пока мы больше работаем, как «пожарная команда» в случае возникновения конфликтных ситуаций, как консалтинговый центр, обеспечиваем взаимодействие с госорганами власти, СМИ и т. д. Но когда при подготовке к съезду мы начали заниматься планом мероприятий на следующий год, поняли одну важную вещь. С учетом той работы, которая проводится в региональных отделениях и входящих в Союз ассоциациях, серьезные мероприятия с участием РСТ проходят чуть ли не каждый день. Решаются конкретные задачи, поднимаются важные вопросы, направляются письма в разные инстанции, наиболее актуальные проблемы освещаются средствами массовой информации. То есть ведется огромная работа, которой необходимо придать более системный и планомерный характер, в том числе в рамках общего информационного пространства. У нас уже есть несколько серьезных интернет-площадок – RATA-news, Санкуртур, Реестр турагентств и др. Начал работать основной портал РСТ http://www.rustourunion.ru/, который призван стать основным инструментом продвижения входящих в Союз компаний и обратной связи с отраслью.

- РСТ часто позиционируют как союз малого и среднего бизнеса. Вы с этим согласны?

- В той степени, в которой малый и средний бизнес по количеству предприятий объективно преобладает в отрасли. Хотя и бренды первой величины в наших рядах тоже представлены – посмотрите каталог. Просто мы считаем, что шанс найти свое место на рынке должен быть у любого добросовестного участника. И решать, какое это место, должен сам рынок, а не несколько его участников и, тем более, не чиновники. Так устроена туриндустрия большинства развитых стран. И Россия не должна в этом смысле быть исключением. Иначе серьезных позиций нам на мировом туристическом рынке не видать. Ведь речь идет о конкуренции в сфере услуг гостеприимства. А гостеприимство навязать нельзя.

Да и нельзя судить о бизнесе только по объемам продаж. Настоящее лидерство определяется совокупностью показателей, характеризующих в том числе финансовую устойчивость компании. Это и норма прибыли, и кредитная история, и доля репиторов в клиентуре, технологичность и т.д. Причем касается это не только туроператоров, но и агентств, гостиниц, санаториев. И в этом смысле костяк РСТ составляют действительно лидеры отечественной туриндустрии.

Ratanews.ru

АКТУАЛЬНО