РСТ за классификацию гостиниц только аккредитованными организациями

РСТ за классификацию гостиниц только аккредитованными организациями

Вице-президентом Российского союза туриндустрии Юрием Барзыкиным, при участии президента Российской гостиничной ассоциации Геннадия Ламшина и президента Федерации рестораторов и отельеров Игоря Бухарова, было подготовлено и направленно обращение в адрес заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец. В нем в частности приводятся экспертные оценки бизнес сообщества, касательно проекта Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования  деятельности по оказанию гостиничных услуг».

Текст данного письма публикуется на нашем сайте.

Заместителю
Председателя Правительства
Российской Федерации
Госпоже Голодец О.Ю.

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Экспертами туристского сообщества рассмотрен проект Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования  деятельности по оказанию гостиничных услуг» размещенный на портале regulation.gov.ru. Предлагается внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» изменения, о том что   «предоставление с 1 сентября 2018 года на территории Российской Федерации гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается гостиницами и иными средствами размещения, малыми средствами размещения при условии прохождения ими процедуры классификации гостиниц и иных средств размещения и наличия сведений в едином федеральном реестре гостиниц и иных средств размещения». 

Поддерживая положения законопроекта, предусматривающие введение с 1 сентября 2018 года единого федерального реестра гостиниц и иных средств размещения, нельзя на наш взгляд согласиться с изменениями в части порядка их классификации. Из вышеуказанного закона исключается положение о том, что классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, осуществляется аккредитованными организациями.

Проект закона определяет, что классификация гостиниц и иных средств размещения – способ государственного регулирования туристской деятельности, включающий в себя процедуру оценки соответствия классификационным требованиям владельцем  гостиницы и иного средства размещения, а также процедуру присвоения ей определенной категории путем внесения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти сведений об этом в единый федеральный реестр гостиниц и иных средств размещения.

Таким образом, владелец будет самостоятельно проводить оценку соответствия объекта (при этом неизбежно завышение категории значительной частью заявителей), а ответственность за присвоение категории будет нести уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Целью вносимых изменений декларируется «упрощение процедуры классификации и снятия излишней финансовой нагрузки на владельцев гостиниц и иных средств размещения».

Однако при внешней видимости упрощения процедуры классификации в действительности она существенно усложнится. Увеличатся трудозатраты владельцев для выполнения дополнительных обязанностей. Гостиницам необходимо будет самостоятельно готовить документы и оценивать соответствие критериям категории, о которой она уведомляет, осуществлять соответствующую подготовку специалистов и разрабатывать функциональные стандарты.  Поскольку проектом закона предполагается, что «сведения, указанные в уведомлении и подлежащие внесению в реестр гостиниц, проверяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти», увеличится количество контрольных проверок.

В отношении снятия излишней финансовой нагрузки на владельцев гостиниц и иных средств размещения следует признать, что финансовая нагрузка на предприятие не только не сократится, но и значительно возрастет.

При существующем «Порядке классификации объектов туристской индустрии» в годовом объеме затрат наиболее распространенного сегмента гостиниц категории три звезды среднего объема 100-200 номеров финансовая нагрузка (из расчета на период действия свидетельства категории два года) процедуры классификации составляет всего лишь 1-2 тыс. рублей в месяц. При увеличении срока действия свидетельства до трех лет (что предусмотрено новой редакцией «Порядка классификации», утвержденной Минкультуры России 23.09.2013г. и находящейся на регистрации в Минюсте России) финансовая нагрузка значительно сократится. Следует отметить, что в соответствии с разъяснением Минфина РФ, затраты на классификацию относятся на себестоимость услуг.

При новой процедуре классификации (уведомительной) финансовая нагрузка на предпринимателей  возрастет за счет затрат:
- на подготовку специалистов и документов соответствия той или иной категории для внесения в Единый реестр;
- выплаты юридическими лицами штрафов, предполагаемых проектом закона, за представление для внесения в реестр недостоверных сведений о гостинице в размере от 100 до 150 тыс. рублей.

В отношении финансового заключения о том, что предлагаемый порядок классификации не потребует иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета можно отметить следующее: безусловно, потребуются дополнительные расходы, связанные с изменением порядка классификации. Если вопросы ведения реестра средств размещения могут быть решены за счет перераспределения функций и повышения интенсивности работы работников уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и региональных органов исполнительной власти, то выполнение контрольной функции не может быть исполнено без дополнительных бюджетных расходов.

С нашим мнением солидарны большинство специалистов –профессионалов гостиничного бизнеса, приславших свои отзывы на проект Федерального Закона в процессе его обсуждения.

Уважаемая Ольга Юрьевна, порядок классификации  средств размещения, утверждаемый федеральными органами исполнительной власти,  на протяжении последних 15 лет изменялся многократно (в 2003, 2005, 2011, 2012, 2013 г.г.). Такая нестабильность не способствует повышению авторитета этой функции государственного регулирования деятельности гостиничных предприятий. Внесение проекта очередных изменений создает проблемы и в реализации требований Федерального Закона №108 от 07.08.2013 г. «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С 1 июля 2015 года в субъектах Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории.

В связи с вышизложенным полагаем необходимым исключить из проекта Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг» положение об изменении порядка классификации объектов туристской деятельности.

С уважением,
 
Президент Российской гостиничной ассоциации
Г.А. Ламшин

Президент Федерации рестораторов и отельеров
И.О. Бухаров

Вице-президент Российского союза туриндустрии, Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности
Ю.А. Барзыкин

 

АКТУАЛЬНО