Аэропорты приносят извинения за доставленные неудобства

Аэропорты приносят извинения за доставленные неудобства

Вчера ситуация в столичных аэропортах постепенно начала нормализоваться. Руководитель пресс-службы «Домодедово» Елена Галанова рассказала RATA-news, что аэропорт работает в обычном режиме. «В течение всего времени с момента прекращения подачи электроэнергии эксплуатационные службы работали в усиленном режиме, пытаясь практически вручную обеспечить хотя бы минимальную функциональность «Домодедово», - говорит г-жа Галанова. - В этот день, несмотря на полное отсутствие внешнего электроснабжения, из аэропорта вылетело 98 рейсов (с 9 до 23 часов - 34 рейса), из числа пассажиров которых на сегодняшний день претензии к аэропорту предъявили всего 14 пассажиров».

Пресс-служба аэропорта подчеркивает, что после начала восстановления подачи электропитания системам регистрации пассажиров и обработки багажа требовалось некоторое время для выхода на проектные мощности. Из-за постоянно увеличивавшегося потока пассажиров службам аэропорта и представителям авиакомпаний требовалось справляться с беспрецедентным объемом работы, что не могло не сказаться на их оперативной деятельности. «Аэропорт «Домодедово» приносит свои извинения всем пассажирам, которым пришлось пережить последствия отключения электричества», - говорит Елена Галанова.

Вчера вечером аэропорт «Шереметьево» также сообщил, что ситуация полностью стабилизировалась. «Все рейсы зарубежных и российских авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота», выполняются по центральному расписанию, - говорится в пресс-релизе авиакомпании. – График вылетов скорректирован с учетом всех рейсов, которые были задержаны. 29 декабря из аэропорта вылетело более 22 тыс. пассажиров, в их числе было большинство пассажиров задержанных рейсов. Оставшиеся пассажиры будут доставлены в пункты назначения в ближайшее время. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, аэропорт обеспечивает бесперебойные возможности для взлета и посадки всех типов воздушных судов, осуществляющих полеты в аэропорт». «Шереметьево» также приносит «глубокие извинения» за причиненные неудобства пассажирам и членам их семей.

В аэропортах проводятся прокурорские проверки исполнения законодательства об авиаперевозках и обслуживании пассажиров. К их проведению привлечены специалисты Управления Роспотребнадзора по Московской области. Как сообщается на сайте генеральной прокуратуры РФ, в «Домодедово» выявлены многочисленные нарушения законодательства о защите прав пассажиров со стороны авиакомпаний «Трансаэро», «Сибирь», «ВИМ-Авиа», «Оренбургские авиалинии», «ЮтЭйр».

Проверка показала, что эти авиакомпании не в полной мере предоставляли пассажирам задержанных рейсов услуги, установленные Федеральными авиационными правилами. Так, люди не могли получить напитки и горячее питание. Большинство граждан не имели возможности воспользоваться комнатой матери и ребенка, гостиницей. В ряде случаев обеспечение продуктами пассажиров взяли на себя аэропортовые службы, хотя делать это должны были авиакомпании. За перечисленные нарушения в отношении авиакомпаний «Трансаэро» и «Оренбургские авиалинии» уже возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей). Представители всех авиакомпаний вызваны в прокуратуру для дачи объяснений по данным фактам. Правда, непонятно, почему в прокуратуру не вызваны представители «Аэрофлота», допустившего нарушений явно не меньше других.

Как сообщил вчера руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, его ведомство имеет большие претензии к «Трансаэро», потому что, «в отличие от других авиакомпаний, они по существу практически не работают с пассажирами». В ответ авиакомпания «Трансаэро» заявила, что «все дни с начала кризиса в аэропорту обладала необходимым количеством воздушных судов и экипажей для выполнения всех заявленных рейсов. К утру вторника, 27 декабря, «Трансаэро» представила аэропорту «Домодедово» согласованный план вылета своих воздушных судов. Однако из нарушения технологического цикла обслуживания со стороны аэропорта этот график постоянно нарушался. Из-за неудовлетворительной работы служб аэропорта – нехватки трапов, обливочных машин, заправочной и уборочной техники и т.д. – сроки подготовки воздушных судов к вылету увеличивались в несколько раз и достигали 9 часов на широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты и 5 часов на среднемагистральные. При этом новое предполагаемое время вылета рейсов аэропорт менял каждый час, что лишило авиакомпанию возможности предоставлять объективную информацию пассажирам.

Все руководство «Трансаэро» во главе с генеральным директором все дни кризиса постоянно находилось в аэропорту Домодедово. О положении дел там свидетельствует тот факт, что руководителям авиакомпании самим приходилось вручную заниматься погрузкой багажа пассажиров.

Возможностями аэропорта было ограничено и количество питания, которое авиакомпания могла предоставить своим пассажирам. Вместе с тем пассажирам было выдано более двух тысяч ваучеров на горячее питание. Более тысячи человек на период ожидания размещались в гостиницах с питанием.

Крайне агрессивные действия пассажиров, которые не по вине «Трансаэро» не могли получить полной информации из-за срыва графика вылета, вызвали у отдельных сотрудников авиакомпании чувство страха при общении с клиентами, о чем мы сожалеем».

Авиакомпания сообщила, что к настоящему времени вывезены все пассажиры за 28 декабря и осуществляется вывоз пассажиров за 29 декабря. В «Трансаэро» готовы принять и удовлетворить «все обоснованные иски пассажиров и в свою очередь предъявить их затем аэропорту Домодедово». Претензии Роспотребнадзора в авиакомпании считают необоснованными.


Авиационный коллапс: критика сверху

Вчера на заседании правительства РФ Владимир Путин раскритиковал работу аэропортов в резкой форме. «С людьми как вы работали?! Никак! Аэропорт «Домодедово» в силу аварии, вообще был отключен от электроснабжения, а люди продолжали приезжать в аэропорт. Ну, предупредили бы людей, что все, аэропорт находится в аварийном состоянии, вылеты невозможны», - сказал премьер, обращаясь к руководству столичных аэропортов и компании «Аэрофлот». В ответ, по сообщению РИА «Новости», представители «Домодедово», «Шереметьево» и «Аэрофлота» по очереди объяснили причины сбоев в работе.

В частности, глава «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что из-за ледяного дождя самолеты покрылись льдом, а жидкости для обработки воздушных судов не хватает. Он напомнил, что на территории России подобные средства не производятся и их приходится покупать за рубежом. Г-н Савельев сообщил, что запасов жидкости для обработки самолетов авиакомпании хватит только до 31 декабря.

По мнению главы аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, причиной всех бед «Шереметьево» стало «отсутствие у «Аэрофлота» и специалистов терминала D опыта работы в такой критической ситуации. Как сообщил г-н Пантелеев РИА «Новости», только после того, как в ситуацию вмешались авиационные власти, были приняты «болезненные» решения отменить ряд рейсов, что позволило "Аэрофлоту" высвободить часть воздушных судов. Всего «Аэрофлот» вынужден был отменить почти двести рейсов.

«Если бы авиакомпании действительно имели представление о масштабах проблем, можно было бы пересмотреть расписание, чтобы как минимум питерские рейсы переложить на авиакомпанию ГТК «Россия», которая выполняет полеты из Внуково и искать локальные варианты, как упростить ситуацию», - сказал Олег Пантелеев. По его словам, непонятно, почему «Аэрофлот» не смог обеспечить необходимый запас противообледенительной жидкости, хотя знал точный прогноз погоды минимум за сутки. В целом, полагает Пантелеев, специалисты «Аэрофлота», которые занимаются наземным обслуживанием воздушных судов, не были готовы к работе в масштабах такого сбоя. При этом эксперт признал, что ситуация была объективно сложная. «Если бы такой ледяной дождь длился трое суток подряд, то остановилась бы вся транспортная инфраструктура вообще, причем в любой стране», - сказал он.

Вместе с тем, по его мнению, и руководство аэропортов должно было адекватно реагировать на сложившиеся условия, хотя аэропорты и не обязаны обеспечивать комфортные условия пребывания пассажиров в случае задержек рейсов (по закону это должны делать авиаперевозчики), «но учитывая, что весь гнев обрушивается именно на них, аэропорты должны были требовать от авиакомпаний более активного участия». По его мнению, в форс-мажорных ситуациях необходимо на законодательном уровне предоставить руководству аэропортов и авиакомпаний полномочия для принятия «болезненных» решений отменять или переносить рейсы.

С такой позицией согласен главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. По его словам, аэропорт Домодедово после обесточивания, по идее, надо было просто закрыть, чтобы не накапливать в нем пассажиров, но для этого этого нужны соответствующие поправки в регламенте работы аэропорта, иначе должностное лицо, принявшее правильное по существу решение, рискует получить обвинение в превышении полномочий.

Олег Пантелеев также отметил, что существует проблема с умением представителей авиакомпаний общаться с пассажирами: «Очень большая часть претензий в том, что люди просто не знали что будет, а представители авиакомпаний не делали все возможное для того, чтобы обеспечивать их людей необходимой, достоверной информацией». Отсутствие какой-либо информации и понимания ситуации стало причиной лавинообразного роста недовольства пассажиров.

 

АКТУАЛЬНО