МЕНЮ

Резолюция по вопросам страхования туристских рисков и ответственности туроператоров

РЕЗОЛЮЦИЯ
XI съезда Российского союза туриндустрии
по текущим вопросам страхования туристских рисков
и ответственности туроператоров

Актуальной проблемой рынка страхования туристов является то, что перечень рисков и лимиты по страховому покрытию в массовом турпакете сокращены до минимума из-за демпинга цен в конкурентной борьбе страховщиков за туроператоров, а также стремления туроператоров уменьшить стоимость турпакета за счет страхового полиса. Немаловажную роль здесь играет и низкий уровень информированности самих туристов касательно рисков, связанных с путешествиями, и возможностях страхования в данной области. В сложившейся ситуации более качественные страховые продукты для туристов, которые могут предложить большинство страховых компаний, часто остаются невостребованными.

В настоящий момент страховка эконом-класса на массовых туристских направлениях, как правило, включает:
• Экстренно-амбулаторное или стационарное лечение во время поездки, при этом возможно применение страховщиком франшизы (невозмещаемой части убытка);
• Транспортировку к врачу или в больницу;
• Медицинскую или посмертную репатриацию до международного аэропорта;
• Организацию вышеуказанных услуг сервисным центром страховой компании.

В отдельных случаях, по требованию консульств или принимающей стороны полис может предусматривать страхование дополнительных рисков. Например, персональной ответственности в отношении третьих лиц, которая рекомендуется консульством Австрии при получении виз для горнолыжных туров.

По мнению Российского союза туриндустрии, уровень страхования российских туристов, выезжающих за рубеж, должен соответствовать существующему в большинстве европейских стран. В этом случае минимальный пакет страховых рисков должен отвечать следующему перечню:
• экстренно-амбулаторное или стационарное лечение, которое может возникнуть как в результате внезапного заболевания, так и при несчастном случае;
• транспортировка к врачу или в больницу, в том числе самолетом санитарной авиации;
• оплата медицинской помощи в случаях обострений хронических заболеваний с целью снятия острого состояния и доставку необходимых медикаментов;
• снятие острой зубной боли независимо от причины ее возникновения;
• медицинскую или посмертную репатриацию туриста до места постоянного проживания, а не до международных аэропортов, как это происходит в настоящее время в большинстве случаев;
• возвращение в Россию детей или родственников, сопровождающих туристов в поездке, в случае его госпитализации или смерти;
• оплата стоимости билета родственнику для посещения туриста в больнице при его госпитализации;
• снятие угрозы для жизни женщины в случае возникновения осложнений при беременности, хотя бы до 8 недель;
• содействие в поиске адвоката при возможности ареста во время поездки;
• страхование персональной ответственности за нанесение вреда имуществу и, главное, здоровью третьих лиц, особенно при страховании горнолыжных туров;
• актуальные риски, связанные с организацией помощи туристу в результате актов терроризма, стихийных бедствий, и обеспечение поисково-спасательных работ при экстренных ситуациях.

Если же ставить задачу более полного соответствия предложенного перечня практике страхования туристов в Европе, в него следует добавить следующие страховые случаи:
• возвращение не только детей и родственников, сопровождавших туристов во время поездки, в случае его болезни или смерти, но и компаньона по поездке;
• предоставление аванса или выплаты на услуги адвоката, а не только организация поиска адвоката при угрозе ареста за границей;
• возможное захоронение за границей при волеизъявлении родственников туриста вместо посмертной репатриации тела погибшего на родину;
• компенсация при длительной нетрудоспособности или в случаях смерти туриста в поездке как части страхования от несчастных случаев;
• страхование багажа или его задержки.

И если говорить о предложении дополнительных видов страхования к основному пакету, то и этот перечь не является исчерпывающим. Кроме того, лимиты страховых выплат на российском рынке зачастую ниже, чем в Европе, и не всегда обеспечивают в полной мере возможности урегулирования серьезных страховых случаев.

С учетом реалий российского рынка РСТ настоятельно рекомендует туристам страховаться от невыезда, в том числе в результате несвоевременного получения визы. Пакет может быть также дополнен страхованием возможных непредвиденных расходов туриста, связанных с досрочным возвращением или задержкой возвращения из поездки в результате болезни или смерти родственников. Кроме того, РСТ поддерживает инициативу отдельных страховых компаний, предлагающих страхование от задержки вылета рейса, учитывая высокую вероятность наступления данного события в ситуации, сложившейся на рынке пассажирских авиаперевозок.

Особое внимание стоит уделить вопросу наличия франшизы (неоплачиваемой страховщиком суммы убытка) в медицинском покрытии. Практика урегулирования страховых случаев европейскими страховщиками может предусматривать франшизу в страховом полисе. Но потраченные деньги, как правило, возмещаются после возвращения туриста из поездки за счет средств социального страхования. В России такой механизм компенсаций расходов отсутствует. В этой связи рекомендуем участникам рынка временно отказаться от применения франшизы в полисе, а если использовать ее, то только при условии специального разъяснения туристу его прав и обязанностей при наступлении страхового случая.

Кроме того, приближение к европейским стандартам страхования предполагает внедрение электронного страхового полиса, реализуемого, в том числе, в тандеме с авиабилетом и другими услугами путешествующим. Поэтому РСТ считает целесообразным формирование необходимой нормативно-правовой базы и обеспечение технических возможностей электронной торговли страховыми услугами на российском туристском рынке.

РСТ поддерживает инициативы страховых компаний и турбизнеса по созданию более качественного страхового продукта для путешествующих, продвижению его на туристском рынке и обеспечению доступности для населения, в том числе путем формирования для этих целей различного рода пулов. Вместе с тем, Союз выступает против навязывания страховых услуг туристам, особенно с использованием административных рычагов, а также спекуляций в рекламно-популистских целях на тему обязательности страхования в тех случаях, когда по закону оно является добровольным или не требуется в качестве обязательного условия для въезда туриста в страну. В конце концов, за страхование туристских рисков платит сам турист, и, пока иное не предусмотрено законом, никто не вправе ограничивать свободу его потребительского выбора. При этом рассмотрение вопросов введения в установленном порядке новых видов обязательного страхования в сфере туризма должно происходить только на основании широкого их обсуждения с участием всех заинтересованных сторон и, прежде всего, самих потребителей в лице их уполномоченных объединений.

РСТ исходит из того, что путь к повышению качества страхования туристов лежит через разъяснительную работу со всеми участниками рынка и, прежде всего, населением, в которой должны участвовать все заинтересованные стороны. А свою задачу Союз видит в том, чтобы члены РСТ в доступной и удобной форме доводили информацию об условиях качественного страхования туристских рисков до потребителя и могли предложить ему соответствующий страховой продукт.

Наконец, РСТ выражает надежду на устранение недостатков действующего закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части смешения рисков банкротства туроператоров (в том числе в результате умышленных действий, что прямо противоречит ГК РФ) и неисполнения договора о реализации туристского продукта. В Европе используются оба этих вида страхования, но попытки реализовать их в одном полисе носят беспрецедентный характер.

24 сентября 2007 года

 

АКТУАЛЬНО