МЕНЮ

Предложения по преодолению экономического кризиса в сфере туриндустрии

Предложения Российского союза туриндустрии
по законодательному обеспечению развития туризма в России
и мерам, направленным на преодоление экономического кризиса
в сфере туриндустрии
 

Обеспечение конкурентоспособности отечественного турпродукта связано, в первую очередь, с решением таких общеэкономических задач, как:
- улучшение инвестиционного климата в стране;
- повышение эффективности налогового, таможенного и тарифного регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики;
- повышение эффективности расходования на социальные нужды средств государственного бюджета всех уровней;
- развитие транспорта;
- снижение административных барьеров доступа на рынок и борьба с коррупцией;
- повышение эффективности антимонопольного регулирования;
- улучшение имиджа России на международной арене и т. д.

Решение большинства ключевых проблем отрасли лежит в плоскости правового регулирования общих экономических и социальных отношений, частью которых являются отношения, связанные с развитием туризма. Причем, без решения проблемы в целом повышение эффективности регулирования правоотношений в сфере туризма маловероятно. Например, без увеличения предельного размера выручки для предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Или без расширенного применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, поскольку иначе крайне сложно обеспечить эффективное администрирование налогов на доходы предприятий микробизнеса в сфере туризма.

В этой связи первоочередной задачей с точки зрения создания в России конкурентоспособной индустрии туризма является не столько принятие специальных законов, сколько учет интересов индустрии туризма в рамках общего законодательного процесса. Чтобы не происходило так, как с изменениями статьи 22 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в части регистрации иностранных граждан, проживающих в коллективных средствах размещения (КСР). Предыдущие поправки, внесенные в закон в 2006 г., сделали, в конечном счете, эту процедуру, с точки зрения практики работы гостиничного предприятия, абсурдной. И потребовалось полтора года для внесения новых изменений, чтобы хотя бы отчасти нейтрализовать негативные последствия предшествующих решений, продиктованных ведомственными интересами.

В свете сказанного первоочередными задачами совершенствования нормативно-правовой базы туристической деятельности в Российской Федерации является:
- проведение комплексного анализа нормативных актов, препятствующих развитию туризма в России на федеральном и региональном уровнях, в том числе отдельных видов туризма;
- осуществление мониторинга законодательной деятельности в целях учета интересов развития туризма при подготовке, принятии и реализации нормативных актов, оказывающих влияние на состояние и перспективы туриндустрии;
- разработка проектов нормативных актов, направленных на развитие туризма в стране.

Что же касается кризиса, то он еще больше обнажил проблемы туриндустрии, являющиеся прямым следствием того, что, несмотря на богатый потенциал, развитие туризма в России так и не стало реальным приоритетом структурной перестройки экономики. В результате не находят своего применения или применяются в недостаточной степени меры государственной поддержки развития отрасли, рекомендуемые UNWTO и применяемые в большинстве стран - лидеров мирового туристического рынка.

В этой связи РСТ предлагает для рассмотрения федеральным представительным и исполнительным органам власти ряд мер, направленных на совершенствование законодательной базы развития туризма и выходу отечественной туриндустрии из экономического кризиса.

1. Защита прав и интересов туристов как потребителей
1.1. Отказ от применения в области финансового обеспечения ответственности туроператоров по договору о реализации турпродукта плоской шкалы сумм фингарантий. Переход к страхованию ответственности по каждому договору о реализации турпродукта на основе заключаемого туроператором и страховой компанией генерального соглашения и страховых тарифов, дифференцированных применительно к основным видам туристского продукта.
В случае дальнейшего применения существующей системы финансового обеспечения:
- снижение размеров обязательного финансового обеспечения ответственности для туроператоров, специализирующихся на приеме иностранных туристов, до уровня 0,5 млн. руб., предусмотренных для туроператоров по внутреннему туризму;
- сохранение минимального порога ответственности туроператоров в области выездного туризма в размере 10 млн. руб. и применение шкалы финансового обеспечения, дифференцированной в зависимости от оборотов компании за предшествующий год (из расчета не более 10% от оборота) и такого критерия, как использование туроператором упрощенной системы налогообложения.
1.2. Подготовка проекта специального закона о страховании граждан, выезжающих с туристическими целями за рубеж и путешествующих по России. Закон должен определить перечень связанных с осуществлением турпоездок рисков, подлежащих обязательному страхованию, и порядок определения минимальных размеров страхового покрытия.
1.3. Совершенствование нормативно-правовой базы защиты прав и интересов путешествующих как пассажиров. В частности, введение запрета на доплаты за выкупленные чартерные авиабилеты в течение месяца до даты вылета.
1.4. Разработка утверждаемых Правительством РФ правил обслуживания в сфере отдельных видов туризма (детский, спортивный, автобусный и т. д.).

2. Финансовая поддержка со стороны государства
2.1.  Разработка и реализация новой Стратегии и Федеральной целевой программы развития туризма в РФ. Разработка и реализация региональных и муниципальных программ развития туризма.
2.2. Увеличение и повышение эффективности расходов на рекламу туристических возможностей страны в России и за рубежом из средств государственного бюджета, в том числе предоставление бесплатного времени для теле- и радиотрансляции соответствующих программ и рекламы на государственных каналах.
2.3. Воссоздание ликвидированной в 1999 г. системы российских национальных офисов по туризму за рубежом.
2.4. Увеличение расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление льготных категорий граждан и детей за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, в частности ФСС, с учетом, как минимум, индекса инфляции. В том числе повышение с учетом инфляции нормативов расходов в расчете на день пребывания соответствующих категорий граждан в санаторно-курортных и детских оздоровительных учреждениях. Повышение эффективности использования соответствующих ассигнований с точки зрения адресности социальной поддержки и показаний для санаторно-курортного лечения лиц, направляемых в здравницы за счет средств государственного бюджета и социального страхования.
2.5. Расширение практики дотирования пассажирских перевозок для льготных категорий граждан и жителей отдаленных районов страны.
2.6. Включение ведущих российских туроператоров в перечень предприятий, пользующихся приоритетной государственной поддержкой в условиях кризиса. Содействие в получении ими кредитов для предоплаты блоков мест в российских гостиницах и санаторно-курортных учреждениях.
2.7. Расширение практики частичного финансирования процентной ставки по кредитам для строительства, ремонта и реконструкции предприятий индустрии гостеприимства на региональном уровне, а также упрощение процедуры получения такого рода адресной поддержки.

3. Налогообложение
3.1. Уменьшение базы по НДФЛ в части расходов на услуги проживания и питания при приобретении санаторно-курортных путевок, в том числе оплаченных за счет средств добровольного медицинского страхования. В настоящий момент налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по сумме, направленной на оплату санаторно-курортной путевки только в части медицинских услуг.
3.2. Введение социальных налоговых вычетов по НДФЛ на суммы оплаты услуг, входящих в стоимость турпутевок на отдых и путешествия внутри страны.
3.3. Отмена НДС на доходы туроператоров и турагентств от реализации санаторно-курортных путевок.
3.4. Отмена НДС на доходы предприятий индустрии гостеприимства, полученные от реализации услуг нерезидентам.
3.5. Увеличение предельных размеров выручки, предусмотренных для предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в том числе предприятий туриндустрии.
3.6. Распространение на турагентства и предприятия индустрии гостеприимства, относящиеся к категории микробизнеса, возможности использования упрощенной системы налогообложения на основе патента.
3.7. Применение понижающего коэффициента к базовой ставке единого налога на вмененный доход для малых гостиничных предприятий в размере, не превышающем значения 0,4.
3.8. Расширение налоговых льгот для резидентов особых экономических зон туристско-экскурсионного типа.
3.9. Осуществление мониторинга налогов и сборов, ставки которых определяются на региональном и муниципальном уровнях (налоги на землю, имущество юридических лиц, плата за пользование водными ресурсами, охотничьими угодьями и др.), а также ставок обязательных платежей, устанавливаемых уполномоченными организациями, например, вознаграждения за использование объектов интеллектуальной собственности, портовых, аэропортовых сборов и т. д. Разработка предложений и рекомендаций, направленных на предупреждение дальнейшего безудержного роста соответствующих платежей предприятиями туриндустрии и санаторно-курортного комплекса.
3.10. Введение системы tax free в торговых комплексах городов, посещаемых иностранными туристами.

4. Таможенное регулирование
4.1. Отмена или, как минимум, снижение ввозных таможенных пошлин на автобусы класса Евро-3 и Евро-4, предназначенных для перевозок туристов и экскурсантов.
4.2. Снижение ввозных таможенных пошлин на воздушные суда, в том числе среднемагистральные.
4.3. Отмена ввозных таможенных пошлин на круизные суда.
4.4. Освобождение резидентов ОЭЗ туристско-рекреационного типа от ввозных таможенных пошлин на материалы и оборудование, импортируемое для строительства и реконструкции объектов на территории соответствующих зон.

5. Тарифное регулирование
5.1. Снижение тарифов на пассажирские перевозки с учетом падения цен на энергоносители.
5.2. Развитие бюджетных (low cost) пассажирских авиаперевозок.
5.3. Введение гибкой системы ценообразования и политики агентских продаж на железнодорожном транспорте (более широкое применение групповых тарифов, бонусных систем, агентского комиссионного вознаграждения).
5.4. Осуществление мониторинга цен и тарифов на услуги туристам и предприятиям туриндустрии, регулируемых государством и/или оказываемых уполномоченными государственными органами предприятиями, учреждениями и организациями.

6. Туристские формальности
6.1. Упрощение визового режима въезда в Россию с туристскими целями для граждан экономически развитых стран, генерирующих основные международные турпотоки и не представляющих угрозы с точки зрения нелегальной трудовой миграции.
6.2. Развитие безвизового обмена и более активное участие МИД РФ в урегулировании визовых конфликтов с консульствами зарубежных государств в России, возникающих в связи с попытками необоснованного ужесточения туристских формальностей. 
6.3. Дальнейшее упрощение процедуры регистрации путешествующих с туристскими целями иностранных и российских граждан в коллективных средствах размещения. Предоставление туроператорам по аналогии с гостиницами права оказывать содействие в регистрации туристов, проживающих в жилом фонде, при соблюдении определенных правил взаимодействия с органами ФМС и других требований на основе специально разработанного положения, утверждаемого Правительством РФ.
6.4. Разрешение захода иностранных круизных судов во внутренние воды Российской Федерации.
6.5. Создание пограничных переходов на границе и пунктов пограничного и таможенного контроля в аэропортах и портах городов и районов, привлекательных для посещения иностранными туристами.
6.6. Отказ от требования регистрации в Едином федеральном реестре туроператоров гостиниц и других коллективных средств размещения для получения права визовой поддержки иностранных туристов в Россию
6.7. Осуществление мониторинга реализации конституционного права граждан на свободу передвижения и доступности для туристов объектов природного и культурного наследия, в том числе особо охраняемых территорий. Разработка пакета нормативных актов, направленных на совершенствование регулирования турпотоков на основах принципов устойчивого развития туризма.

7. Кадровое обеспечение
7.1. Адаптация государственных образовательных стандартов к требованиям работодателей в лице предприятий туриндустрии относительно уровня подготовки и квалификации выпускников высших и средних специальных учебных заведений, обучающихся по профильным специальностям.
7.2. Расширение подготовки кадров для предприятий индустрии гостеприимства в системе среднего специального образования.
7.3. Разработка и осуществление программы переподготовки и повышения квалификации кадров туристских работников, высвобождаемых в результате кризиса, на базе действующих учебных заведений и курсов, созданных самими предприятиями и организациями туриндустрии.
7.4. Государственная поддержка системы подготовки кадров для туриндустрии в части строительства учебных гостиниц.

 

АКТУАЛЬНО