МЕНЮ

Позиция РСТ и Комитета ТПП РФ по вопросу безопасности в туризме

Позиция РСТ и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности по вопросу безопасности в туризме

Вопросы обеспечения безопасности туризма постоянно находятся в центре внимания органов государственной власти и делового туристского сообщества. Тем не менее, в России до сих пор не создана целостная система обеспечения безопасности туристов, статистики несчастных случаев в туризме и их анализа, защиты личности и собственности в сфере туристской деятельности, в том числе – за счет современных страховых механизмов.

В последнее десятилетие туризм превратился в заметную составляющую экономики России, выступая важным фактором, стимулирующим рост занятости населения, производство товаров и услуг, развивающим инфраструктуру и коммуникации в регионах. Туризм оказывает огромное влияние на сохранение и развитие природного, исторического и культурного потенциала страны, гармонизацию отношений.

Вопросы формирования государственной политики и единого туристского пространства России стали регулярно обсуждаться на экономических и туристских форумах (Петербургский, Байкальский, Дальневосточный, Московский), научно-практических конференциях различного уровня.

Нужно отметить, что одним из важнейших приоритетов в развитии туризма является дальнейшее качественное законодательное и нормативное обеспечение этой сферы в соответствии с международными стандартами, в том числе обеспечение безопасности в сфере туризма, под которой Всемирной туристской организацией понимается обеспечение безопасности и защиты – как самих туристов, так и работников туристских предприятий и всего местного населения. Принятием Федерального закона № 132 от 14.11.1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были определены принципы государственной политики в области реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения, установлен порядок рационального использования туристских ресурсов России. В целях реализации ст.15 данного Закона Правительство РФ приняло Постановление от 24.01.98 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов», под которой в первую очередь подразумеваются поисково-спасательные формирования МЧС России и аналогичные им, создаваемые на территориях субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ МЧС России разработало инструкцию по обеспечению безопасности туристов на территории Российской Федерации.

В настоящее время вопросы формирования современной системы обеспечения безопасности российских и зарубежных туристов являются одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в сфере туризма.

Перечень необходимых мер должен включать:

1. При подготовке изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" рассмотреть вопрос о совершенствовании его норм, а также положений других федеральных законов в части обеспечения безопасности туризма, с учетом действующего законодательства Российской Федерации, изменившейся социально-политической ситуации, а также практики туристской деятельности.

2. Совместно с иными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть вопрос о подготовке межведомственной федеральной программы по вопросам обеспечения безопасности туризма (с участием МВД России, МЧС России, МИД России, ФСБ России и др.), системно отражающей цели, задачи, ресурсы и технологии обеспечения безопасности различных видов туризма, деятельности субъектов туриндустрии.

3. Рассмотреть вопрос о создании эффективной системы информационного обеспечения безопасности в туризме с целью своевременного информирования туроператоров, турагентов и туристов о принятых нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности туризма, об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания; оперативного информирования граждан и должностных лиц о несчастных случаях с туристами, об ограничениях на свободу передвижения по территории России и отдельных ее регионов (пограничные зоны, заповедники, временные ограничения из-за введения карантина, нереста рыб, лавинной опасности и др.), а также о правилах получения разрешений для посещения территорий с ограниченным доступом и координат организаций, куда необходимо обращаться за получением разрешений.

4. Рассмотреть вопрос о разработке и распространению в России комплексной системы стандартных знаков, графических символов и обозначений туристских районов и объектов для обеспечения безопасной среды. Обеспечить централизованную регистрацию этих знаков в ВТО в координации с Международной организацией стандартизации/

6. В связи с участившимися случаями возникновения угрозы безопасности для российских граждан, пребывающих за рубежом с туристическими и иными целями, вследствие обострения внутриполитической, криминогенной, санитарно-эпидемиологической обстановки, террористических актов, катастрофами природного или техногенного характера в иностранных государствах, совершенствовать практику оперативного информирования Ростуризма, РСТ и туристского делового сообщества, граждан Российской Федерации о регионах с повышенной опасностью возникновения чрезвычайных ситуаций, временно нерекомендованных для посещения российскими туристами на основании норм статьи 5 Федерального Закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Согласно положениям Глобального этического кодекса туризма содержание данных рекомендаций должно предварительно обсуждаться с властями принимающих стран и заинтересованными профессионалами; строго соответствовать серьезности сложившихся ситуаций и ограничиваться теми географическими зонами, в которых подтверждены проблемы с безопасностью; эти предупреждения должны смягчаться или отменяться, как только восстанавливается нормальное положение.

7. Рассмотреть возможность формирования государственного целевого фонда или отдельной строки федерального бюджета для оказания российскими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями за рубежом "адресной" материальной помощи российским гражданам, оставшихся без средств существования в результате возникновения чрезвычайной ситуации за пределами Российской Федерации, в том числе для обеспечения подготовки и отправки их в Россию, а также для организации дополнительных каналов связи.

8. Совместно с союзами, объединениями и предприятиями туристского делового сообщества, с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти выработать единые стандарты обеспечения антитеррористической безопасности в местах пребывания туристов, систему совместной оценки террористических рисков, сбора и взаимного обмена информацией об угрозах террористического характера.

9. Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также подзаконные нормативные правовые акты в части увеличения срока их регистрации и отмены обязательной регистрации в каждом субъекте Российской Федерации на период путешествия по территории России.

10. Рассмотреть вопрос о повышении эффективности координации деятельности между органами государственного регулирования в сфере туризма и органами правопорядка, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

11. Практиковать проведение в начале курортных сезонов профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений против российских и зарубежных туристов.

12. Определить специализированные подразделения по борьбе с преступлениями и другими правонарушениями против российских и зарубежных туристов в местах их постоянного пребывания.

13. При заключении договоров с владельцами транспортных средств на перевозку туристов требовать от них предоставления инструкций и правил по безопасности, которые должны выдаваться туристам на понятных для них языках при приобретении путевок. Данные инструкции должны учитывать положения пособия ВТО по защите и безопасности туристов.

14. Размещать на сайтах объединений туриндустрии, туроператоров и турагентов разделы «Безопасность в туризме», в т.ч. информацию об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания, несчастных случаях, ограничений на свободу передвижения и координаты российских организаций, куда необходимо обращаться по соответствующим вопросам

 

 

АКТУАЛЬНО