МЕНЮ

Татьяна Ванд

Татьяна Ванд: «Демпинг на туристическом рынке России достиг катастрофических масштабов»

Туроператор «Ванд Интернэшнл Тур» при формировании ассортимента придерживается сбалансированной политики, включая в число своих предложений и индивидуальные, и – в разумном количестве - массовые направлении. И это не случайно. О ситуации на зимних пляжных направлениях, о проблемах российской туротрасли и о том, как выживать в турбизнесе, мы беседуем с генеральным директором компании Татьяной Ванд (фото).

- Татьяна, наверное, уже можно говорить о предварительных результатах зимнего сезона. Что происходит на пляжных направлениях?

- Цифры не назову, но Новый год практически по всем пляжным направлениям, и экзотическим, и массовым, я бы назвала провальным с точки зрения прибыли, причем практически у всех туроператоров. Проблемы в Египте и перераспределение турпотока, возможно, как-то помогут улучшить ситуацию, но вряд ли ее спасут.

Давайте посмотрим, что происходит. Клиенты, как правило, рассматривают предложения в рамках «своей» ценовой категории. Стоимость турпакета в большой степени зависит от перелета, а стоимость перелета - от его длительности. Поэтому можно выделить три группы направлений с разной длительностью перелета. В первую, с относительно коротким перелетом (до 5 часов), войдет Египет, Иордания, Израиль, ОАЭ. Во вторую - с перелетом 7-10 часов – Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Вьетнам, Сейшелы, Мальдивы. Третья группа - направления с перелетом более 10 часов, это Доминикана, Куба, Мексика, Бали.

В этом году мы столкнулись с тем, что в сегменте каждой группы по какому-либо из направлений непременно был переизбыток перевозки, следовательно – демпинг. И это привело к оттоку туристов на наиболее доступное направление внутри группы. Например, из-за демпинга на египетском рынке Иордания, показывающая целый год стабильный рост, «просела» в декабре. В Иорданию едут те, кого интересует не только море, но и экскурсии. Но и для этих клиентов низкая стоимость предложений по Египту - $400-600 за пакет против иорданских $1000 - стала решающим факторам выбора направления. В результате Иордания недополучила существенную часть турпотока.

В сезоне 2010/2011 уже вроде бы привычный для относительно близких стран демпинг принял катастрофические масштабы и перекинулся на дальние направления. Большое количество бортов на Гоа и Пхукет из разных регионов России поставило в сложное положение операторов по Шри-Ланке, Мальдивам и Китаю. Переизбыток рейсов на Доминикану оттянул часть клиентов от других направлений группы - Кубы, Мексики, США (Майями). А пакеты стоимостью более 2000 долларов продавались с большим трудом – все привыкли к низким доминиканским ценам. В результате не заработал никто – ни те, кто демпинговал, ни те, кто потерял «своих» клиентов.

- Да, мы уже много лет вынуждены констатировать, что туроператоры не могут договориться между собой. Почему?

- Схема простая. Кто-то рискует, ставит на каком-то направлении цепочку, и хорошо, если в первый год выходит в «ноль». На второй год программа уже приносит прибыль. А на третий, заметив успех первопроходца, ставить рейсы, опережая друг друга, уже начинают все подряд. Ведь поднять чартер - хороший способ заявить о себе как о серьезном игроке. Это как Кинг Конг, который бьет себя в грудь, показывая, что он победитель. Итог - демпинг и финансовый провал у всех.

В этом году случился бум региональных цепочек. Это тоже способствовало недозагрузке московских бортов: уход рынка в регионы снизил количество пассажиров московских рейсов на 40%. Региональная перевозка, в свою очередь, влияет на распределение потоков. Понятно, что клиент, скорее всего, полетит в ту страну, куда есть прямой рейс из его родного города.

- А есть ли возможность как-то скоординировать рынок?

- При нынешней ситуации – вряд ли. Попытки достичь какого-то взаимодействия были, но они ничтожны. Ни для кого не секрет, насколько туроператоры, работающие с большими объемами на массовых направлениях, зависят от банковских кредитов. Чтобы продлить кредит, надо показать финансовые обороты, вот компании их и нагоняют в ущерб собственной прибыли. Получается замкнутый круг: чтобы выйти из зависимости, операторы должны зарабатывать, но коллеги-конкуренты зарабатывать не дают. Ситуация в отрасли критическая, и всем, наверное, понятно, что в положении «Капитал Тура» могут оказаться многие. К слову, Турция и Египет как туристические направления уже четвертый год существуют вне зоны прибыли. В нашей отрасли не работает антидемпинговое регулирование и очевидно, что государство должно вмешаться. Потребитель от этого, конечно, выигрывает, хотя и он может наступить на «капиталовские» грабли.

- Как, в таком случае, выживают туристические компании?

- Мы, например, стараемся минимально работать с массовыми направлениями. На них не зарабатываем, но держим для ассортимента. Так сложилось, что, формируя свою стратегию, мы шли «от клиента», постепенно добирая те направления, которые были востребованы. Поэтому занимаемся практически всем - сейчас добавили Германию, но делаем акцент на интересных и небанальных маршрутах. Есть и эксклюзивные предложения, например, экскурсионный тур Аргентина - Бразилия «Три желания». Диверсификация делает бизнес устойчивым. Думаю, все в порядке и у нишевых компаний. А сложнее всего, повторю, операторам-»массовикам». Да, у кого-то есть поддержка иностранных инвесторов, но как долго они будут терпеть бесконечные убытки? Хотя и среди «массовых» компаний есть такие, которые вызывают большое уважение. Например, по-моему, весьма успешную бизнес-модель построили владельцы «Натали турс». Они демонстрируют подход, направленный на построение долгосрочной стратегии существования на рынке. Мне нравится, как они работают с агентской сетью. Знаю, что есть много нареканий со стороны агентств, но они неплохо разруливают ситуацию. А вообще ситуация на рынке сложная, и я знаю, что многие сейчас уходят из этого бизнеса. И все туризм - это прекрасная и благодарная сфера деятельности. И, если все делать по уму, можно не только держаться «на плаву», но и зарабатывать.

Екатерина Сирина, специально для RATA-news

 

АКТУАЛЬНО