МЕНЮ

Сергей Зяблицкий: «Опыт работы во власти помогает мне в бизнесе»

Сергей Зяблицкий: «Опыт работы во власти помогает мне в бизнесе»
 

С 2002 по 2005 год Сергей Зяблицкий (фото) работал министром туризма Республики Алтай. Был отправлен в отставку, поскольку его точка зрения на развитие туризма в регионе не во всем совпадала с мнением вышестоящих чиновников. Сергей Иванович по-прежнему в туризме - владеет туристическим комплексом «Манжерок» и возглавляет региональную ассоциацию туроператоров «Алтайское туристское соглашение», которая входит в Российский союз туриндустрии. Корреспондент STI обсудил с ним проблемы алтайского турбизнеса, его отношения с властью, а также место Алтая на туристической карте России.

- Существуют ли принципиальное отличие работы турбизнеса в Республике Алтай от других регионов?

- Да. Как правило, в других регионах турагентств в несколько раз больше, чем туроператоров. У нас же предприятий, так или иначе занимающихся туроператорской деятельностью, более 80, а число агентств не дотягивает до десятка. Причем среди этих 80 турфирмы, имеющие именно признаки операторов, поскольку в федеральный реестр включено всего 14 предприятий Республики Алтай. А по факту же у нас больше 50 республиканских фирм занимаются активными турами, еще столько же – из других регионов. Работают, например, туроператоры из Барнаула, предлагают неплохие каталоги, и при этом не внесены в реестр. Я с удивлением смотрю на людей, которые покупают у них туры. Ведь если фирма работает нелегитимно, то клиенту будет сложно защитить свои права в случае ЧП.

- Как выстроены отношения турбизнеса с властью?

- Вполне нормально. К плюсам можно отнести то, что по инициативе министра туризма и предпринимательства республики нам оказывают помощь в выделении траншей из федерального бюджета для поддержки малого бизнеса. Есть и грантовая поддержка, причем немалая. Многие фирмы получали по 200-300 тыс. рублей безвозмездно на развитие парков, внедрение новых форм отдыха. Это хорошая помощь. Правительство прилагает усилия и для продвижения турпродукта Республики Алтай на международном и российском рынках. Участие в выставках – это их большая заслуга и большие затраты.

Из минусов - практически не уделяется внимания вопросам качественной подготовки туристских кадров, их учета. Не решены вопросы безопасности при проведении мероприятий в Республике Алтай, недостаточен, по-моему, и контакт с бизнес-сообществом. Порой возникает ощущение, что министерство само по себе, а бизнес – сам по себе.

- Ваш опыт работы во власти помогает в бизнесе?

- Конечно! Правда, грантов не получал, но проценты по кредиту из бюджета администрации Майминского района нам возмещали. Еще мы регулярно участвуем в выставках, и это полностью оплачивает правительство республики.

- Насколько нам известно, в республике принято окончательное решение по поводу площадки ОЭЗ. Развивать будут в первую очередь «Алтайскую долину». Первый камень там в итоге заложили?

- Заложили, и не один, там уже много камней. Более того, из бумажных томов проектной документации можно было двадцатиэтажный жилой комплекс построить. Но, к сожалению, реального дела пока не видно. Надеюсь, в следующем году начнутся земляные работы. Мне было горько за резидентов, которые туда вошли. Но вопрос по ним вроде тоже как-то решился. Хорошо, что федеральные власти не отказались от финансирования работ по строительству искусственного водоема. «Алтайская долина» сработает только в том случае, если будет этот водоем. Не будет озера – делать там нечего.

- Один берег Катуни - Республика Алтай, другой - Алтайский край. Вопросы, связанные с конкуренцией двух регионов в сфере туризма власти «двух Алтаев» не очень любят обсуждать. А как вы на это смотрите?

- Я спокойно отношусь к конкуренции, это слово не вызывает у меня отрицательных эмоций. Более того, острой конкуренции между регионами я не вижу. Да, в Алтайском крае тоже создают ОЭЗ – «Бирюзовую Катунь». И я считаю, что из всех российских особых экономических зон туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» занимает первую позицию. Они продвинулись дальше, чем кто-либо другой, там уже сложился реальный турпоток. Если опираться на цифры Главэкономики Алтайского края и Министерства по туризму и предпринимательству Республики Алтай, то получается, что весь Алтайский регион в год посещает два миллиона туристов. А теперь давайте посчитаем, сколько на этой территории мест для отдыха на воде. Есть искусственный водоем в «Бирюзовой Катуни» - раз. Есть озеро Ая, в котором я уже 20 лет не купаюсь – два. Есть озеро Манжерок – три. И все! Поэтому, если в «Алтайской долине» появится искусственное водохранилище, будет очень хорошо. Это разгрузит «Бирюзовую Катунь», где огромный поток отдыхающих рано или поздно приведет к загрязнению водоема. Так что нашим соседям не стоит переживать по поводу создания еще одного озера.

- Как вы относитесь к тому, что на Алтае развивают бизнес компании, зарегистрированные в других регионах?

- У меня нет к этому радикально плохого отношения. Но, думаю, это не должно быть бесплатным. Туристско-рекреационный ресурс не может быть неисчерпаемым. Почему, я плачу в бюджет республики, например, за водопользование, а участники рынка из других регионов оставляют у нас только жидкие и твердые бытовые отходы? Конечно, другие операторы могут здесь работать, но и регион должен что-то от этого иметь. Наши налоги в бюджеты разных уровней – около 560 тысяч рублей. Еще столько же мы платим за утилизацию, выброс вредных веществ в атмосферу, за водопользование, аренду участков. Операторов из других регионов эти сборы не касаются, налоги они платят в своих регионах, затраты у них меньше. Поэтому я не могу с ними конкурировать по ценам. Плюс – для всех должны быть одинаково важны вопросы сохранения экологии. Более того, мы явно нуждаемся в новой схеме планирования туризма в Республике Алтай. Нужно заново определиться с назначением территорий: например, здесь мы однозначно развиваем туризм, а здесь будем культивировать кедровые посадки. Сейчас все происходит так: понравилось место - начинают строить, не учитывая особенностей развития дорожной инфраструктуры, энергоснабжения, экологической обстановки.

- Каковы перспективы роста турпотока на Алтае?

- С чего ему расти, если население Сибири сокращается, а это и есть наш основной турпоток? Наверное, будет расти въезд из центральной России, но не в глобальных объемах. К сожалению, немного едет к нам и иностранных гостей. Конечно, у нас есть нетронутая природа, но стоимость перелета порой намного выше, чем размещение и обслуживание. За весь нынешний сезон ко мне в «Манжерок» приехал всего один иностранец! В прошлом году было три человека, в позапрошлом – восемь.

- И все же алтайский продукт надо продвигать?

- Конечно! Я люблю Алтай, и с каждым годом все больше. Даже Байкал, при всем уважении, поставил бы на вторую позицию. На Байкале берегов не видно. А на Телецком можно разглядеть каждый заливчик, каждую пещерку, водопады. Место очень достойное. А в смысле продвижения, на мой взгляд, перспектива за интернетом. Проблема только в том, что там слишком много информации, трудно сделать выбор.

- Вы хотели бы снова стать чиновником?

- Никакого желания. Я получаю громаднейшее удовольствие от руководства туркомплексом. Оттого, что спланировал новый маршрут. Даже оттого, что поставил новую скамейку.

Источник: ratanews.ru

АКТУАЛЬНО