МЕНЮ

«Въездному туризму выгоден дешевый рубль!»

«Въездному туризму выгоден дешевый рубль!»

Гендиректор компании «Турдепо» Алексей Жегалов отвечает на вопросы Rata-news

Гендиректор компании «Турдепо» Алексей Жегалов отвечает на вопросы Rata-newsКомпания «Турдепо» занимается организацией экскурсионных и деловых туров для российских и иностранных туристов в города Центральной России, в основном, Золотого кольца. Генеральный директор компании Алексей Жегалов (фото) рассуждает о состоянии инфраструктуры для приема туристов, о рисках въездного рынка и о перспективах внутреннего туризма в России.

- Въездной туризм в результате кризиса заметно упал. Чиновники много говорили, что кризис станет мотором для развития внутреннего туризма. Это произошло?

- Въезд упал не из-за кризиса в России - наоборот, после ослабления рубля иностранцам стало выгоднее сюда ехать. Въездной турпоток снизился из-за экономических проблем в странах-поставщиках туристов. Что касается внутреннего туризма, то по своим ощущениям могу сказать, что за последний год вырос объем корпоративных поездок и деловых мероприятий, проводимых в России. Компании сократили бюджеты, и российский продукт стал более востребован. Семинаров, конференций, поощрительных поездок в России стало больше, причем для гостиниц этот сегмент очень выгоден. На что действительно негативно повлиял кризис, так это на рынок недорогих экскурсий. Их стало заметно меньше. При этом не произошло и ожидаемого перехода спроса от туров среднего ценового уровня к более дешевому.

На перспективы развития внутреннего туризма мы смотрим очень позитивно. Для этого сложились все условия: и экономические и инфраструктурные. Будут расти и организованный, и самостоятельный туризм. Экономика развивается, появляется капитал, который, по тем или иным причинам, ищет новые области для инвестирования. А туризм – растущая сфера бизнеса. Я имею в виду не операторский и агентский бизнесы, а именно инфраструктуру. Причем в первую очередь в регионах. На том же Золотом кольце уже построены и продолжают строиться малые, большие гостиницы, гостевые дома, рестораны, создаются новые музейные экспозиции, появляются автотранспортные предприятия. Улучшение инфраструктуры привлекает новых клиентов, а рост количества туристов стимулирует дальнейшее развитие инфраструктуры.

- А цены? В Москве тоже много гостиниц, но они дорогие.

- Цены такие не потому, что предприниматели забыли обо всем в погоне за прибылью, они определяются условиями работы. У нас одна из самых высоких в мире ставок рефинансирования и, соответственно, банковского процента. А бизнес развивается, в основном, на заемные деньги. Плюс горизонт финансирования меньше, а риски значительно выше, чем в развитых странах. Измените условия - и цены изменятся.

- Иностранному туристу неважно, почему цены высокие. Он просто поедет в другую страну.

- Именно так и происходит. Есть туристы, которые посещают Россию по специальным программам и на стоимость особого внимания не обращают. Например, интересующиеся историей русской иконы, любители авиации и т.д. Но этот сегмент невелик, а для массового туриста стоимость очень важна. Но поскольку в России рост издержек не позволяет сохранять стабильный уровень цен, единственным способом повышения ценовой привлекательности российского турпродукта могло бы стать удешевление рубля.

- Вы говорите, что для развития въезда нужен слабый рубль. Но во Франции евро тоже укреплялся несколько лет, а туристы ехали все больше и больше.

- Нельзя сравнивать Францию и Россию. Франция – это страна, куда каждый человек хотел бы поехать. Россия пока таковой не является. Кроме того, существует внутриевропейский туризм. Из одной европейской страны ехать в другую дешевле и проще, чем лететь в Россию. А история и культура европейских стран переплетены между собой гораздо больше, чем с Россией.

- Иностранцы удовлетворены тем качеством услуг, инфраструктуры, которое им здесь предлагают?

- Вполне, если у них не созданы завышенные ожидания. Важно, насколько ожидания туристов совпадают с тем, что они в результате получили. Поэтому важна достоверность информации и точное исполнение взятых обязательств.

- Но качество сервиса всегда было больной темой для российского туризма. Неужели все наладилось?

- Конкуренция – лучшее лекарство от таких болезней. А российский туризм уже давно одна из самых рыночных и конкурентных сфер российского бизнеса. Сервис состоит из многих составляющих. Это и поведение персонала, и состояние основных фондов, и четкость исполнения обязательств, эффективность обслуживания клиентов. Понятно, что такой доброжелательности, как в Азии, у нас никогда не будет. Однако поставщики услуг стали более клиентоориентированными. То, что раньше в обслуживании считалось верхом профессионализма, сегодня - обычная практика большинства российских предприятий.

Что касается инфраструктуры, наследие советских времен практически везде реконструировано. Новые объекты, в основном, не вызывают вопросов. Те, кто бывал в малых российских городах, думаю, со мной согласятся. Естественно, речь идет об основных туристических центрах. Не буду называть здесь конкретные гостиницы, рестораны и музеи, в которых качество сервиса на достойном уровне. Таких предприятий очень много, а конкуренция заставляет ориентироваться на этот уровень всех. Рост количества поездок по России и есть лучшая оценка состояния инфраструктуры и качества сервиса. Главная на сегодня задача – исключить колебания качества. Например, блюдо, приготавливаемое разными сменами поваров, должно быть одинаковым. Надо понимать, что любое изменение качества, даже улучшение, надо согласовывать, оно не должно быть сюрпризом. Влияние же человеческого фактора на обслуживание можно уменьшать введением стандартов, норм и процедур.

- В регионах сегодня хватает гостиниц?

- Это зависит от сезона, дня недели и т.д. Но средней загрузке гостиниц в тех городах, с которыми мы работаем, есть, куда расти, поэтому для гостиниц очень важен фактор расширения сезонности. Именно с этой целью в регионах устраиваются различные события, привлекающие туристов: праздники, фестивали. Совершенствуется и коммерческая работа. В туристических центрах, таких, как Суздаль, где основная загрузка российскими туристами идет в выходные дни, привлекают деловых туристов. Проводят конференции, семинары. И, соответственно, улучшается инфраструктура гостиниц, необходимая для проведения подобных мероприятий. В городах - деловых центрах, где основная загрузка у гостиниц в будни, привлекают туры выходного дня, постконгрессные туры и т.д.

- В Суздале есть конкуренция среди гостиниц?

- Да, достаточно жесткая. Появление новых объектов размещения привело к тому, что малые отели и гостевые дома, возникшие в период дефицита номеров, стоят теперь перед опасностью потери клиентов. Чтобы выжить, нужно искать новые пути привлечения гостей. Большие гостиницы ведут реконструкцию, наращивают номерной фонд и развивают инфраструктуру. Везде повышается производительность труда и контроль расходов. Но все это происходит, кстати, не только в Суздале.

- Ведет ли это к снижению цен?

- На цены влияет несколько факторов, в том числе, налоговая нагрузка и тарифы. Поскольку и то и другое растет, снижения цен не будет. В целом же сегодня туристы получают на потраченный рубль услуги более высокого качества и больше хороших впечатлений.

Пример городов Золотого кольца как раз и позволяет нам позитивно оценивать перспективы развития внутреннего туризма. Это сфера, где может работать много людей и где многие могут организовать свой бизнес. Рост занятости и количества предпринимателей стабилизирует общество. Посмотрите на Суздаль - пьяных нет, чистота, все заняты делом. Проблем с получением услуг никаких: кругом гостевые домики, кафе, рестораны, сувенирные киоски. Такси можно заказать по телефону, и оно приедет через несколько минут. В том же направлении развиваются Ростов Великий, Переславль Залесский. Ярославль и Кострома сегодня также имеют высокоразвитую туристическую инфраструктуру. Ярославль - место проведения очень значимых не только российских, но и международных конгрессов и конференций. Кстати, наличие промышленности в Ярославле позволяет разнообразить программы для корпоративных групп, посещающих, например, производство пива «Балтика».

О туристском потенциале российских городов можно говорить очень долго. Но мы только в начале пути: туризм по России набирает обороты и у него еще все впереди. (Юлия Батырь, RATA-news)

АКТУАЛЬНО