
Архангельская область
![]() |
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ |
Архангельская область находится на севере европейской части России. Граничит с Вологодской, Кировской областью, республикой Карелия, Коми, Ненецким автономным округом, имеет водную границу с Мурманской областью. На севере омывается водами Белого моря. В состав области входит архипелаг Новая Земля и Земля Франца Иосифа. Относится к Северо-Западному Федеральному округу.
Территория – 410,7 тыс. км2, население – около 1 290 тыс. человек (2006). Административный центр – г. Архангельск (348,6 тыс. жителей), расстояние до Архангельска от Москвы – 1130 км. Время московское. Транспортная доступность – регулярное ж.д., автомобильное и авиа сообщение. Несколько морских портов на Белом море.
Климат на материковой части переходный от континентального к морскому. Средняя t января –13,3° C, июля +16° С. Кол-во солнечных дней в году - , средняя t воды летом - . Преобладает равнинный рельеф, на западе поднимается кряж Ветреный пояс (до 344 м), наиболее крупные реки – Северная Двина, Онега, Мезень. Господствуют хвойные леса.
Виды туризма: культурно-познавательный (экскурсионный), религиозный, экологический, лечебно-оздоровительный, сельский и этнографический, охота и рыбалка, морские экскурсии и речные сплавы, приключенческий туризм.
Архангельская региональная туристская ассоциация
163061, Архангельск, пр. Троицкий, 52
(8182) 287-037, 207-355, факс 287-011
hotel@titans.su, makarova@titans.su
www.pomorland.infoОфициальный сайт администрации Архангельской области
www.dvinaland.ruКомитет по международным связям и развитию туризма администрации Архангельской области
163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49
(8182) 21-40-82, 21-57-33, 21-40-82, 21-12-03Архангельский областной туристский информационный центр
www.pomorland.info
Природные объекты Благодаря северному положению природное наследие богато и разнообразно. На территории области расположен государственный природный заповедник «Пинежский», национальные парки «Кенозерский» и «Водлозерский», более 30 региональных заказников. Область богата охотничьими, ягодными и грибными угодьями. В водоемах водятся налим, хариус, сиг, кумжа, семга, стерлядь и другие виды рыб. Имеются выходы минеральных вод. Популярны карстовые пещеры (Константиновская, Голубинский провал и др.). Описаны палеонтологические местонахождения, имеющие мировое значение (урочище Соколки вблизи г. Котласа, Зимний берег Белого моря и др.). С середины мая наступают белые ночи. |
Историко-культурные достопримечательности Историко-культурное наследие неразрывно связано с той важной ролью, которую играла Архангельская земля в истории Российского государства. В список Всемирного Наследия ЮНЕСКО внесен культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» (Белое море). На островах расположен историко-архитектурный и природный музей-заповедник со Спасо-Преображенским Соловецким монастырем во главе. |
Памятники Всемирного Наследия ЮНЕСКО Историко-культурный комплекс Соловецких островов Соловецкие острова – архипелаг из шести островов, расположенный в южной части Белого моря у входа в Онежскую губу примерно в 150 км к югу от Северного полярного круга и в 250 км к западу Архангельска. История их освоения насчитывает 2-3 тысячелетия. Считается, что именно такой возраст имеют каменные лабиринты, курганы-могильники и дольмены, обнаруженные на архипелаге. Но подавляющее большинство историко-культурных памятников, которыми славятся Соловки, относятся к монастырскому периоду, начавшемуся в первой половине XV в. В 1430-х годах монахами Зосимой, Савватием и Германом здесь был основан Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, который на протяжении многих столетий оставался оплотом православия на русском Севере. Монастырь выступал как крупный культурный и экономический центр всего Северного Поморья, активно развивая соляной, рыбный, зверобойный, слюдяной и другие промыслы. Уже в XVI в. на островах между озерами была устроена густая сеть каналов, на них поставлены мельницы, монашеская братия владела многочисленными соляными варницами и занималась железным промыслом. В XVI в., располагая огромными царскими пожертвованиями, монастырь занимается грандиозным строительством. Его Преображенский собор становится крупнейшим храмом страны и превосходит по высоте главнейшие соборы Московского Кремля. Не случайно именно игумену Соловецкого монастыря Филиппу Иван Грозный в 1566 г. предложил занять московскую митрополичью кафедру. А после обличения Филиппом террора, развязанного первым русским царем, даже Иван Грозный не посмел сразу поднять руку на стяжавшего всеобщее уважение митрополита. На протяжении столетий Соловецкий монастырь играет важную роль как крупная крепость, охраняя и беломорские владения России, и, по-своему, чистоту православия. Во второй половине XVII века он становится одним из центров раскольнической оппозиции, осаждается правительственными войсками. В XVI веке и во время Смуты он выдерживает несколько нападений Ливонских рыцарей и шведов, а 1854 г. его обстреливают английские корабли. Ядро историко-архитектурного ансамбля Соловецких островов сложилось в XVI-XVII веках. Центральное место занимает по-северному суровый и одновременно величественный Соловецкий монастырь, окруженный мощными каменными стенами с 8 башнями и 7 воротами (1584-1594 г.г.). Стены покоятся на фундаменте, достигающем в глубину 2,5 м. Высота их наземной части колеблется от 8 до 11 м, толщина кладки у основания достигает 6 м, в верхней части – 3-4 м. Стены сложены из гранитных валунов, скрепленных известковым раствором, при этом масса отдельных валунов достигает 6–10 т. Вокруг соборной площади монастыря концентрируются главные строения. Древнейшее здание ансамбля - Успенский собор (1551-1557 г.г.). Значительный объем собора занимает трапезная – одна из крупнейших одностолпных палат тогдашней Руси площадью 500 м2. Рядом возвышается Преображенский собор (1558-1566 г.г.), на строительство которого Иван Грозный пожертвовал огромную по тем временам сумму – 1 тыс. руб. Игумен Филипп задумал построить собор, который размерами, богатством и совершенством архитектуры не уступал бы самым знаменитым храмам тогдашней России. И этот замысел был претворен в жизнь. На рубеже XVI в. и XVII в. комплекс зданий монастыря был дополнен надвратной Благовещенской церковью (1596-1601 г.г.). В конце XVIII в. к ним добавились монументальная трехъярусная колокольня (1777 г.) и церковь Филиппа митрополита Московского. В середине XIX в. монастырский ансамбль пополнился Троицким собором и перестроенной церковью св. Николая (1834 г.). К памятникам монастырского периода относятся разбросанные по разным островам Соловецкого архипелага храмы, часовни, пустыни и скиты. Среди них можно отметить деревянную церковь апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове, Макарьевскую пустынь и Свято-Вознесенский скит на Секирной горе на Большом Соловецком острове, Голгофо-Распятский и Троицкий скиты на острове Анзер. Историко-культурный ансамбль дополняют поклонные кресты, жилые постройки, промысловые избы, причалы. Большую ценность представляет разветвленная система межозерных каналов (XV-XX вв.), через которые воды северных и западных озер поступают в центральную часть Большого Соловецкого острова. Печальной нотой в истории Соловецкого архипелага звучит эпоха XX в., когда на островах был организован Соловецкий лагерь особого назначения – один из первых советских концентрационных лагерей, где приняли смерть несколько тысяч политических заключенных. Сегодня на Соловецких островах работает историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Монашеская жизнь была возобновлена с 1990 г. |
А ЗДЕСЬ ВЫ БЫЛИ? КАРГОПОЛЬ (Архангельская область)
- Я ль на свете всех милее? – девушка кокетливо смотрится в миниатюрное зеркальце. За ее спиной высится изба на курьих ножках, дуб, на котором висит ларец, в котором яйцо, а в яйце - игла, а на конце иглы – жизнь Кащея. Рядом сверкает кащеев сундук с сокровищами. Это не декорации к детскому спектаклю, а настоящая музейная экспозиция. В Каргополе русские сказки становятся объектами научных исследований. Название этой выставки «В каждой избушке свои поскрипушки». «Поскрипушки» по-каргопольски - значит порядки, обычаи.
– Выставка помогает раскрыть духовный мир сказки, - поясняет Ольга Рудометова, научный сотрудник Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея Андреевна. Чтобы мир раскрывался проще, выставку сделали интерактивной. Юного посетителя, к примеру, наряжают в костюм Ивана Царевича: его задача – самостоятельно найти в ларце Кащееву смерть...
Во Введенской церкви, основном ее помещении, выставлена экспозиция историко-архитектурного и художественного музея. Черепки, которым около пяти тысяч лет, средневековое оружие и украшения, предметы крестьянского и купеческого быта, рукописные книги и церковная скульптура... Одно из видных мест занимает распечатка письма английского посла, написанного в XIV веке. Посол пишет: «…главные города России суть: Москва, Новгород, Ростов...», - и далее следует перечень. В почетном списке – город Каргополь. Теперь же с Соборной колокольни открывается вид не на «суть главный», а на тихий, спокойный городок. Но в этом городе не скучно. Каргополь - живой город. По вечерам на улицы выходят жители и гости города – совершают променад. Из окон звучит музыка. На доске объявлений – афиша спектакля. В церкви Зосимы и Савватия проходит фестиваль «Музыка в храме муз»: гости и участники съехались не только из Архангельской области, но и из Санкт-Петербурга. В городе вообще всегда есть гости. Кто-то из них в Каргополе проездом.
Летом оживает река Онега – по ней спускаются на рафтах. Речные путешествия могут растягиваться на несколько недель, с отдыхом в прибрежных деревнях. Берега Онеги утыканы деревянными баньками, но попариться можно и в одном из городских отелей (их тут два – «Каргополь» и «Каргополочка»). В «Каргополе» есть даже модная сауна с купелью. Широко здесь празднуют Масленицу, хорошо гуляют на Новый год. Сотрудники компании «Каргополь-тур» говорят, что у них есть даже специальный «похмельный тур» - туристы приезжают в Каргополь после бурной встречи Нового года. Но сказка не кончается с праздниками. В любое время года можно посетить дом-музей семьи Шевелевых, сохранившей традицию лепки каргопольской глиняной игрушки. Причем, каждый посетитель может слепить игрушку своими руками. Владимир Шевелев, представитель мастеровой династии предлагает гостям сделать из глины традиционного Полкана (получеловек-полуконь) или просто коня. Но туристы охотнее лепят жирафов, бегемотов, поезда и автомобили.
- Потому что корова травку кушает, - ответила любопытным Бабкина. - А почему у медведя малиновая лента через плечо, - спрашивали о вылепленном Бабкиной медведе. - А потому, что медведь – генерал леса, - отвечала Бабкина. …Неровная дорога ведет из Каргополя в Ошевенскую слободу. В автобусе экскурсовод Ольга рассказывает гостям города о снежном человеке, который – нельзя не поверить! – водится в здешних местах, о медведях, лосях, кабанах и множестве дичи, которая в здешних лесах действительно водится - компания «Каргополь-тур» устраивает туры для охотников и рыболовов (лещ, окунь, щука, плотва, налим, язь в окрестных реках и озере Лаче). Ольга рассказывает и легенду о том, как река Халуй ушла под землю: - Святой Александр Ошевенский, подыскивая место под строительство монастыря, пришел в деревню Халуй. Он попросил воды у жителей деревни, но те были заняты и не дали воды усталому путнику. Александр рассердился и сказал жителям деревни, что, несмотря на то что деревня стоит на реке, воды у халуйцев не будет. И с тех пор в деревне Халуй можно наблюдать удивительное явление: река Халуй скрывается под землю в начале деревни и выходит обратно на поверхность там, где деревня кончается. Автобус проезжает мимо камня-следовика – на нем, говорят, оставил свой след Александр Ошевенский. А вот и Александро-Ошевенский монастырь: за стеной, по углам которой расположены четыре башни, стоит разрушенный Успенский собор - по нему блуждают лучи солнца. Пустынно и очень красиво. Еще более неровная дорога ведет в село Лядины. Там – деревянная Покрово-Власьевская церковь, которую украшают яркие многочастные небеса (роспись церковного свода) и иконы 18 века. Есть в Лядинах и начальная школа. В ней учатся четыре ученика. После занятий школа превращается в музей, а ее ученики – в экскурсоводов. В музее представлены предметы быта лядинцев разной давности, куклы, аппликации, лоскутные «картины» - ляпачихи, народные костюмы, созданные учениками школы (хотя работы эти не отличишь от работ взрослого мастера). - На этом панно – древо жизни, - говорит посетителям музея второклассница Маша. Сказка продолжается…
|
Полезные ссылки Дополнительную информацию см. на сайтах туроператров, здравниц, гостиниц и на следующих сайтах • Соловецкий музей-заповедник |
АКТУАЛЬНО
- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Предложения РСТ по деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь»
- Позиция РСТ по предложениям об исключении из российского законодательства положений о лечебно-оздоровительных местностях и курортах
- Меры по совершенствованию предпринимательства в сфере туризма
- Семь шагов к созданию системы защиты персональных данных в организации
- Позиция РСТ по вопросу фингарантий туроператоров
- Позиция РСТ и ТПП РФ по вопросу безопасности в туризме
- Предложения РСТ и профильного Комитета ТПП РФ по оздоровлению выездного туристского рынка и диверсификации рисков субъектов туристской деятельности
- Публичное обсуждение проекта ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ»
- Обсуждение законопроекта, общественное менение