
Москва
![]() |
МОСКВА |
Москва – субъект Российской Федерации – находится в центре европейской части России, располагается на берегах Москвы-реки в среднем ее течении. Граничит с Московской областью. Входит в состав Центрального Федерального округа.
Территория – 1,081 тыс. км2, население - 10 470 тыс. человек. Транспортная доступность – регулярное ж.д., автомобильное, авиа сообщение, развито речное судоходство, имеется возможность выхода в Волгу, Дон, бассейн Белого и Балтийского морей.
Климат умеренно-континентальный, средняя t января –9,3° C, июля +18,2° С. Кол-во солнечных дней в году - , средняя t воды летом - . По городу протекают Москва-река, Яуза, Сходня и другие реки. Сохранились крупные лесные и парковые массивы.
Виды туризма: культурно-познавательный (экскурсионный), событийный, образовательный, конгресс-туризм, религиозный.
Официальный сервер правительства Москвы
www.mos.ruКомитет по туризму правительства Москвы
www.travel.mos.ru
Природные объекты Благодаря крупным лесным массивам, протянувшимся от окраин города в сторону ее центра, Москва считается одной из наиболее зеленых столиц Европы. В городской черте частично расположен национальный парк Лосиный остров, Измайловский парк, Битцевский парк и др. Через всю территорию протекает Москва-река, в которую впадают многочисленные притоки. Вместе они образуют живописный холмистый рельеф. Высокие берега Москвы-реки являются естественными смотровыми площадками, как Воробьевы горы, Боровицкий холм Кремля, возвышенный берег в усадьбе Коломенское. В пойме Москвы-реки расположены летние зоны отдыха (Серебряный Бор и др.). В лесопарковых зонах проложены пешеходные, велосипедные и конные маршруты. |
Историко-культурное достопримечательности Огромное количество историко-культурных достопримечательностей, которые охватывают, видимо, все сферы деятельности человека и отражают всю историю города, расположено сегодня на территории Москвы. Из них три объекта, по праву являющиеся общенациональным достоянием, внесены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Это Московский Кремль и Красная площадь (основные строения XV-XVII в.в., музей-заповедник "Московский Кремль"), церковь Вознесения в с. Коломенском (XVI в., объединенный музей-заповедник «Коломенское-Лефортово-Люблино») и ансамбль Новодевичьего монастыря (XVI-XVII в.в., музей "Новодевичий монастырь"). |
Памятники Всемирного Наследия ЮНЕСКО Московский Кремль и Красная площадь Московский Кремль и Красная площадь – самая древняя часть Москвы, ее исторический центр и сосредоточение множества историко-культурных памятников, тесно связанных с историей русского государства. Именно здесь, на Боровицком холме, Юрий Долгорукий основал усадьбу-крепость, впервые упомянутую в летописи в 1147 г. От стен Кремля уходили войска Дмитрия Донского на Куликово поле. Отсюда патриарх Гермоген писал письма с призывом подняться на защиту Родины в Смутное время. С Красной площади отправлялись полки на защиту столицы в ноябре 1941 г. Современный архитектурный ансамбль Кремля начал формироваться в эпоху становления независимого российского государства во времена Ивана III, во многом под влиянием жены великого князя – византийской принцессы Софьи Палеолог. Не случайно в ранних архитектурных кремлевских сооружениях заметно влияние итальянского зодчества – Софья после падения Константинополя воспитывалась в Италии и именно оттуда были приглашены мастера для возведения кремлевских фортификационных сооружений и соборов. Так, архитектурным прообразом крепостных стен с башнями Кремля (1485-1495 г.г.) послужил итальянский замок Кастелло-Сфорцеско, расположенный в Милане. Центром Кремля при Иване III стала Соборная площадь, окруженная Успенским, Архангельским и Благовещенским соборами и колокольней Ивана Великого. Пятикупольный Успенский собор (1475–1479 гг.) был сооружен итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. Его интерьеры были украшены росписями и пятиярусным иконостасом (XV-XVII вв.). Собор стал главным русским православным храмом, местом венчаний и коронаций великих князей, затем – царей и императоров, а также усыпальницей митрополитов и патриархов. Благовещенский собор (1484–1489 гг.) был построен псковскими мастерами. Первоначально этот собор был трехглавым, но в XVI в. его перестроили, дополнив еще две маковки. В интерьере сохранились стенные росписи XVI–XIX вв., а в иконостасе – иконы Андрея Рублева и Феофана Грека. В 1505-1508 гг. другой итальянец, Алевиз Фрязин Новый, воздвигает пятикупольный Архангельский собор, и позднее его интерьеры украшаются замечательными росписями и иконостасом. Собор служил княжеской усыпальницей. Здесь можно увидеть 46 белокаменных орнаментированных надгробий над захоронениями московских князей и царей, в том числе Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых. В 1505-1508 гг. рядом с Архангельским собором итальянский архитектор Бон Фрязин выстроил колокольню Ивана Великого (82 м) – самое высокое сооружение на Руси тех времен, ставшее композиционным центром всего кремлевского ансамбля. Чуть позже к ней была пристроена звонница. Среди наиболее древних гражданских построек Московского Кремля выделяется Грановитая палата (1487–1491 гг.). Итальянские зодчие Марк Фрязин и Пьетро Солари построили ее как парадный зал для проведения церемоний государственной важности, празднеств и приемов иностранных послов. Собственно Грановитая палата – это огромный зал на втором этаже здания площадью почти 500 м2, перекрытый крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. Наиболее примечательная гражданская постройка XVII в. – сооруженный русскими мастерами для царских детей Теремной дворец (1635–1636 гг.), в облике которого прослеживается влияние деревянных построек хоромного типа. В XVIII в. архитектурный комплекс Кремля пополнился зданиями Арсенала (1702–1736 гг.) и Сената (1776–1787 гг.). Здание Сената легко узнать по большому зеленому куполу, который играет весьма важную роль в формировании архитектурного облика Московского Кремля. Ныне здесь находится резиденция Президента России. В XIX в. был выстроен Большой Кремлевский дворец (1839–1849 гг., архитектор К.А. Тон), служивший резиденцией императорской семьи и местом парадных приемов. А также здание Оружейной палаты, превращенной с XIX в. в музей, где экспонируются тысячи произведений русского и зарубежного прикладного искусства – оружие, доспехи, ювелирные изделия, золотая и серебряная посуда, ткани и т.д. Архитектурный комплекс Кремля дополняют уникальные образцы русского литейного искусства – «Царь-пушка» (40 т, калибр 890 мм) и «Царь-колокол» (свыше 200 тонн, диаметр 6,6 м). Начало истории Красной площади относится к XIV–XV вв., когда на этом месте находился торговый центр города. Далее площадь постепенно становилась центром общественной жизни Руси, а во второй половине XVII в. она получила название Красной, т.е. Красивой. Площадь неоднократно подвергалась реконструкции и многие постройки сносились. В наши дни стоит отметить Покровский собор (храм Василия Блаженного), Лобное место, Монетный двор, Верхние и Средние торговые ряды, здание Государственного Исторического музея, а также восстановленные Казанский собор и Воскресенские (Иверские) ворота. На южной стороне Красной площади поднимается Храм Василия Блаженного (1555–1560 гг., зодчие Барма и Постник), построенный в честь победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Этот замечательный памятник является не только общепризнанным шедевром русского средневекового зодчества, но и вступает в роли «визитной карточки» Москвы и России в целом. В XVII в. и без того изящный облик храма приобрел новые черты благодаря декоративной обработке глав и орнаментальной росписи как снаружи, так и внутри. Сегодня Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» ежегодно посещают многие тысячи туристов. Церковь Вознесения в Коломенском Бывшее село Коломенское до 1960 г. располагалось на юго-востоке Москвы на высоком правом берегу Москвы-реки. История этого поселения, на протяжении нескольких столетий служившего загородной летней резиденцией русских государей, тесно связана со многими важными событиями в российской жизни эпохи позднего средневековья. Архитектурный ансамбль села в основном сложился в период XVI–XVII вв. К самым старым постройкам, относящимся к XVI в., относятся церкви Вознесения, Иоанна Предтечи и Георгиевская колокольня. Из построек XVII в. сохранились проездные ворота с часовой башней, Приказные и Полковничьи палаты, Водовзводная башня, Сытный двор, Казанская церковь. В 30–50-е гг. XX в. сюда перевезли памятники русского деревянного зодчества XVII в.: угловую крепостную башню Братского острога из Сибири, надвратную башню Николо-Карельского монастыря, домик Петра I из Архангельска. Однако главной достопримечательностью ансамбля была и остается церковь Вознесения, и именно она в 1994 г. была занесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что этот храм заложили по указанию великого князя Василия III либо в 1529 г. – как молельный о даровании сына-наследника, либо в 1530 г. – в ознаменование рождения сына Ивана (в будущем - царя Ивана IV Грозного). Освящение церкви состоялось в 1532 г. Но отделочные работы, в которых, по-видимому, участвовали и русские, и итальянские мастера, продолжались и после этого. Композиция этого строения общей высотой 62 м носит центрический характер. По вертикали церковь складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами-притворами (в плане имеет крестообразную форму), восьмерика и собственно шатра с небольшим куполом-главкой на самом верху. Внутренняя площадь шатра невелика – всего 8,5 м х 8,5 м, однако его высота превышает 40 м, и поэтому создается впечатление бесконечной устремленности ввысь. Таким образом, храм являет собой ярчайший пример архитектурного воплощения идеи вознесения из горнего мира в мир небесный. В своей нижней части по периметру церковь опоясана галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодаря чему всё сооружение органично вписывается в рельеф высокого берега Москвы-реки. Не менее великолепен декор церкви, где сохранился белокаменный трон (царское место) с резным навершием в виде раковины Храм Вознесения являет собой один из ранних примеров нового в русском каменном зодчестве шатрового храма – столпообразного сооружения с невиданной до того времени конструкцией верха в виде высокого шатра. Пример коломенской церкви Вознесения получил позднее широкое распространение по всей стране. И вплоть до середины XVII в., когда при патриархе Никоне на строительство подобного рода храмов был наложен запрет, шатровые строения становятся наиболее излюбленной формой в церковной архитектуре. В настоящее время на территории Коломенское работает музей–заповедник. Ансамбль Новодевичьего монастыря Новодевичий монастырь был основан в 1524 г. князем Василием III в честь величайшей православной святыни Смоленской иконы Божией Матери в ознаменование освобождения Смоленска и возврата его в состав русских земель. На протяжении нескольких веков монастырь был теснейшим образом связан с основными событиями политической, религиозной и культурной жизни российского государства. С его историей тесно связаны биографии Ивана Грозного, Бориса Годунова, Алексея Михайловича. В конце XVII в. монастырь был вовлечен в острую политическую борьбу за власть между Петром I и царевной Софьей, в результате которой Софья была пострижена в стенах монастыря в монахини и умерла здесь в 1704 г. В XVI-XVII вв. монастырь становится одной из самых почитаемых на Руси женских обителей и местом погребения представителей знатнейших боярских и дворянских родов. После расширения некрополя здесь начинают погребать выдающихся государственных деятелей. Новое кладбище, возникшее в начале ХХ в. за южной стеной монастыря, стало впоследствии местом упокоения многих представителей самой элитной части российского общества. И сегодня некрополь Новодевичьего монастыря – один из самых древних и значительных исторических некрополей России. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря начал складываться в первой половине XVI столетия. В основном он сложился к концу XVII в. и в таком виде практически полностью дошел до наших дней. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам, реконструкциям и здесь отсутствуют воссозданные объекты. Центром композиции монастыря служит пятиглавый Смоленский собор - самая первая каменная постройка (1524-1525 гг.), сложенная из кирпича с деталями из белого камня. В интерьере храма сохранились уникальные настенные росписи московских мастеров конца XVI в. Полностью сохранился древний иконостас (1683-1686 гг.) - пятиярусный, деревянный, с позолоченной резьбой, ярчайший образец сооружений подобного типа. За исключением главного собора, все основные сооружения монастырского ансамбля выдержаны в едином стиле, получившем название «московское барокко». Этот стиль отличает обилие декоративных деталей из белого камня на фасадах кирпичных зданий, а также симметричность и грациозность построек в целом. Примечательно, что Новодевичий монастырь является единственным примером ансамблевого воплощения этого архитектурного направления. Пятиярусная монастырская колокольня (1683-1690 гг.) сложена из кирпича, имеет разнообразные белокаменные детали и выделяется крайне живописным обликом. Сохранились колокола XVII в. Благодаря своей значительной высоте (73 м), точно найденному местоположению, красоте и пропорциональности, колокольня всегда играла роль высотной доминанты этого района Москвы. Среди других строений ансамбля выделяется Успенская церковь с трапезной палатой, Амвросиевская церковь, Казначейские, Погребовые, Певческие, Мариинские, Лопухинские палаты, палаты Ирины Годуновой и палаты Евдокии Милославской. Это также больница, стрелецкие караульни и училище. В интерьерах монастырских построек можно увидеть кирпичные печи, облицованные полихромными изразцами, сводчатые потолки, колонны, орнаменты и арочные ниши. Крепостные стены с 12 башнями были также воздвигнуты в 1680-е гг. Как и весь монастырский ансамбль, стены и башни выполнены в стиле «московского барокко» и сложены из кирпича с живописной белокаменной отделкой. При этом башни украшены легко узнаваемыми ажурными «коронами». В настоящее время на территории монастыря возобновлена монашеская жизнь и функционирует целый ряд экспозиций. В монастырских музеях собраны ценнейшие коллекции древнерусской живописи, икон, книг, тканей, церковной утвари и иных предметов декоративно-прикладного искусства. Проводятся тематические экскурсии. |
Полезные ссылки Дополнительную информацию см. на сайтах туроператров, здравниц, гостиниц и на следующих сайтах • Московский Кремль в фотографиях |
АКТУАЛЬНО
- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
- Предложения РСТ по деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь»
- Позиция РСТ по предложениям об исключении из российского законодательства положений о лечебно-оздоровительных местностях и курортах
- Меры по совершенствованию предпринимательства в сфере туризма
- Семь шагов к созданию системы защиты персональных данных в организации
- Позиция РСТ по вопросу фингарантий туроператоров
- Позиция РСТ и ТПП РФ по вопросу безопасности в туризме
- Предложения РСТ и профильного Комитета ТПП РФ по оздоровлению выездного туристского рынка и диверсификации рисков субъектов туристской деятельности
- Публичное обсуждение проекта ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ»
- Обсуждение законопроекта, общественное менение