Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры
Сегодня, как и шестьсот лет назад, Троице-Сергиева Лавра остается крупнейшим православным монастырем и главнейшим духовным центром России. Основанная в глухих подмосковных лесах (1337 г.) преподобным Сергием Радонежским, она с первых лет стала одним из центров возрождения российской независимости и российского монашества, уничтоженных во время монгольского завоевания. Считается, что здесь в 1380 году о. Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича (Донского) на сражение с Мамаем. Здесь преподобный Сергий восстановил традицию русского монашества как школу. И именно его ученики и последователи позднее создали целую систему монастырей в Заволжье, на Вологодчине и на Белом море, названную Северной Фиваидой.
Монастырь всегда играл ключевую роль в истории русского государства. В Смутное время он выдержал 16-месячную осаду - редчайший случай в истории польско-литовской интервенции - и стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. В конце XVIII в. он неоднократно становился местом прибежища царевны Софьи, царевичей Ивана и Петра I. И даже в середине XIX в. волею судеб Троице-Сергиева Лавра сыграла одну из решающих ролей в развитии железных дорог Российской империи. Железнодорожное полотно Москва – Сергиев Посад, построенное в 1862 г. во многом благодаря деятельности Ф.И. Мамонтова и призванное облегчить доступность Лавры для многочисленных паломников, стала первой частной железной дорогой России.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включает более 50 различных строений. Первое каменное сооружение –четырехстолпный крестово-купольный Троицкий собор (1422–1423 гг.) из белого камня – один из наиболее древних архитектурных памятников, сохранившихся в Москве и Московской области. Собор был возведен вблизи кельи преподобного Сергия Радонежского и служит местом хранения его мощей. Для росписи интерьера Троицкого собора были приглашены выдающиеся художники того времени Андрей Рублев и Даниил Черный. Именно для этого собора Андрей Рублев написал знаменитую «Троицу», которая хранилась здесь до 1929 г. (в соборе находится ее копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали многие другие росписи, частично сохранившиеся до наших дней.
Второй по возрасту лаврский храм — Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — был воздвигнут в 1476 году. Он сложен из кирпича и представляет собой классический пример псковского зодчества. Храм завершается невысокой синекупольной колокольней.
Во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, крепостными стенами и башнями. Успенский собор (1559—1585 г.г.), расположенный на центральной площади монастыря, был возведен на средства Ивана Грозного и по его указанию должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля. В XVII в. он был расписан ярославскими мастерами и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В 1606 г. здесь были погребены останки царя Борис Годунова, его жены и сына.
Крепостные стены с башнями были построены за десять лет в период с 1540 по 1550 гг. Именно они стали свидетелями и непосредственными участниками многомесячной осады в начале XVI в. Позднее их неоднократно реконструировали.
В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699) и монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (1686—1692) в южной части Лавры - один из лучших образцов московского барокко.
Ряд интересных сооружений был создан на территории Лавры в XVIII. Рядом с трапезной над местом погребения Михея Радонежского была возведена небольшая Михеевская церковь (1734 г.). Изящная пятиярусная колокольня (1741—1770) была спроектирована выдающимся московским зодчим Д.В. Ухтомским. Белая 88-метровая колокольня стала своего рода объединяющим центром всего монастырского ансамбля, придавшим ему логическую завершенность. Этот же архитектор спроектировал восьмигранную барочную Смоленскую церковь (церковь Одигитрии). Ансамбль Лавры дополняет несколько строений, расположенных за пределами крепостных стен. Сред них заслуживают внимания Пятницкая и Введенская церкви, построенные в 1547-1548 г.г. у наружных стен «на Подоле».
Интерес представляет некрополь Троице-Сергиевой Лавры. Здесь захоронены представители многих знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой, Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский; многие московские и иные архиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), Патриархи Алексий I и Пимен.
Современная Троице-Сергиева Лавра – действующий монастырь и одна из наиболее почитаемых святынь Русской Православной Церкви. В монастыре хранятся мощи многих святых подвижников. Помимо наиболее почитаемых мощей преп. Сергия Радонежского это мощи преп. Никона Радонежского, преп. Дионисия Радонежского, преп. Михея Радонежского, преп. Максима Грека, св. Серапиона Новгородского и др. В Лавре действует Московская духовная академия.